В 2025 году отмечается 120-летие Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию, основанного 9 июня 1905 года.
Создание этого союза стало значимым шагом для объединения педагогического сообщества, стремящегося улучшить условия труда и развивать народное образование.
В тот же день был принят устав организации, который стал основой для современных профсоюзных структур.
Первоначально союз нацеливался на объединение учителей без политических барьеров, что помогло ему избежать расколов внутри сообщества.
Несмотря на то, что союз появился в период первой русской революции, он старался оставаться вне политики.
Однако часть учителей, выражавшая демократические взгляды, считала участие в политической борьбе необходимым для достижения своих целей.
К 1917 году, с изменением политической ситуации, в программу союза была включена политическая платформа.
После роспуска Учредительного собрания организация начала активно выступать против советской власти, что привело к внутреннему расколу и образованию нового союза.
Интересно, что в 90-е годы XX века на фоне радикальных реформ красноярские учителя смогли создать эффективную организацию, налаживающую диалог с властями и участвуя в разработке важных краевых законодательных актов в сфере образования.
Красноярский опыт уникален тем, что ни в одном другом российском регионе не удалось достичь такого уровня политической активности у интеллигенции, несмотря на высокую степень участия учителей.
Алексей Менщиков, ныне директор института государственного и муниципального управления при правительстве Красноярского края, вспоминает события 1991 года.
В это время он работал учителем истории и обществознания в школе № 142, когда страна переживала тяжелые времена: отсутствие зарплат и работы стало повседневной реальностью, и экономика фактически перешла на бартер.
Педагоги, оставаясь без средств к существованию, начали организовывать краевые забастовки.
Разочарованные в профсоюзах, которые не решали их проблемы, учителя создали собственный забастовочный комитет.
Председателем этого комитета стал Гумер Асхатович Еникеев, выдающийся педагог и автор книги о своей жизни, который, к сожалению, уже ушел из жизни.
Они активно принимали участие в забастовках и переговорах с местными властями.
В то время как в других регионах тоже проходили забастовки, только в Красноярске из этого комитета выросла краевая общественная организация, что стало важным этапом в истории региона.
Организация, возглавляемая Гумером Асхатовичем с моим заместительством, начала активно работать в формате общественно-государственного взаимодействия. Мы осознали необходимость представительства во власти для успешного достижения наших целей.
В 1996 году мы участвовали в выборах и получили мандаты в Лесосибирске и Красноярске, что стало стартом для моей депутатской карьеры в городском совете.
В сотрудничестве с тогдашним губернатором Валерием Зубовым была разработана программа, приведшая к принятию краевого закона об образовании, существенно повлиявшего на сферу образования в крае и являющегося актуальным до сих пор.
Законодательная инициатива о защите прав ребенка также стала результатом нашей работы и успешно функционирует.
Наша ассоциация не имела характер профсоюза — мы не собирали взносы и не занимались распределением средств. Мы стремились защищать интересы детей, педагогов и родителей, направляя все усилия на поддержание детства в Красноярском крае.
Мы сталкивались с различными реакциями на нашу деятельность, включая негативные отзывы со стороны политических конкурентов. Наша работа привела к появлению зависти и раздражения, так как мы отбирали электорат у партий.
Важным членом нашей команды был Анатолий Иванович Таюрский, который активно поддерживал нас и возглавлял список на выборах в Законодательное собрание, внося значительный вклад в нашу деятельность.
Наша цель заключалась в изменении сознания общества и органов власти, а не в создании профсоюза. Мы добились, чтобы решения принимались учителями, и их голос стал значимым.
Алексей Менщиков считает, что прекращение существования ассоциации логично, так как она выполнила поставленные задачи. История показывает, что 120 лет назад в Красноярске также был учительский союз, но он увлекся политикой, требуя изменения власти.
Мы же действовали терпеливо, не ставя политические цели. Сегодня, по мнению Менщикова, запрос общества на политическую активность снизился, и это не плохо.
В 90-е годы, после слома старых систем, возник правовой вакуум, который заполнялся новыми законами и структурами. Сегодня государство предлагает инструменты для выражения интересов граждан. Активность переместилась в сферу проектов по улучшению повседневной жизни.
Опыт красноярской ассоциации педагогов заслуживает внимания и памяти.