Более ста лет назад женщины получили свой собственный праздник - 8 марта. В этот день мы привыкли принимать цветы и комплименты, не всегда задумываясь о значении феминистической идеи, которая легла в основу этого праздника.
Сегодня понятие «феминизм» настолько широко распространено в интернете, что у каждого человека свое понимание этого термина. Для кого-то феминистки - это радикальные мужененавистницы, для кого-то - озлобленные женщины, которые не могут наладить личную жизнь и не следят за собой. Для других феминистка - это своего рода богиня, которую мужчины должны поклоняться, исполнять ее прихоти и баловать подарками.
Феминизм, однако, это глубоко корневое общественно-политическое явление с собственной историей. Первая волна феминизма пришлась на начало прошлого века и была связана с борьбой за гражданские права женщин. Женщины выступали за право голосовать, участвовать в выборах наравне с мужчинами и получать высшее образование.
В 1910 году на международном съезде трудящихся женщин революционерша и активистка Клара Цеткин предложила провозгласить 8 марта днем женской солидарности. Этот предложение было одобрено и поддержано ее подругой и союзницей Розой Люксембург и другими активистками.
Существует несколько версий, объясняющих, почему именно 8 марта была выбрана эта дата - от того, что именно 8 марта рабочие ткацкой фабрики в Нью-Йорке вышли на массовый протест, до конспирологических теорий. Если идеи Клары Цеткин о женском равноправии выражались в довольно мягкой, либеральной форме, то идеи Розы Люксембург обвиняли буржуазные установления, подчеркивая, что корень социального неравенства лежит в гендерных различиях.
Судьба двух подруг, Клары и Розы, сложилась по-разному. Миловидная Клара нашла свое счастье в области семейной жизни - у нее был замечательный муж и дети.
В то время как Роза, хромая на одну ногу и низкого роста, не пользовалась таким же вниманием со стороны мужчин. Ее жизнь была наполнена страстным и мучительным романом с сыном своей подруги, Константином Цеткин. Этот инцидент привел к временному прерыванию отношений между дамами.
Но их судьбы сошлись в трагический момент. Тело Розы было обнаружено в сточной канаве, ее избитое тело было заброшено в этот безмилостный место толпой яростных мужчин. В то время как Клара, уже на закате своих дней, была похоронена у Кремлевской стены.
На протяжении истории Советского Союза женщины получили широкий спектр прав и возможностей, за которые так активно боролись феминистки. Слово «товарищ» стало символом устранения гендерных неравенств. Женщины были обеспечены не только гражданскими и социальными правами, о которых только мечтали женщины на Западе, но и системой поддержки материнства и детства. Введение детских садов, отпусков по уходу за детьми, право на аборты и больничные после них сделали жизнь женщин более защищенной.
Поэтому в Советском Союзе вторая волна феминизма не была так заметна. Вторую волну феминизма начали ассоциировать с выходом книги Симоны де Бовуар «Второй пол» в 1949 году. Автор подчеркивала, что в мире, построенном по мужским законам и принципам, женщины по-прежнему остаются на второстепенных позициях.
Несмотря на формальное равенство на бумаге, реальность заключается в том, что женщина отводится на домашние обязанности, стирку и глажку мужских рубашек. Брак часто становился преградой для карьерного роста и самопроявления женщины. Симона де Бовуар была женщиной прогрессивных идей, философом, писателем и вдохновением для многих, в том числе и для Жана Поля Сартра.
В 1960-е годы вторая волна феминизма превратилась в настоящее цунами, которое перекрывало все новые и новые сферы общественной жизни. Лидеры этого движения, такие как Бетти Фридан и Глория Стайнем, стояли во главе либеральных и радикальных группировок, боролись за равные права женщин и принятие проблемы на федеральном уровне. В своей книге «Загадка женственности» Бетти Фридан обращалась к женщинам с призывом задуматься над своим самоопределением и не подчиняться навязанным стереотипам общества. Она также отстаивала право женщин распоряжаться своим телом, включая возможность принятия решения об аборте. Новые идеи и стремления феминисток привели к бурному обсуждению роли и прав женщин в обществе.Однако большинство людей до сих пор придерживается традиционных взглядов. Мы часто забываем о том, что после работы у женщин начинается так называемая «вторая смена» дома: это постоянные заботы по дому, готовка, уборка, за которые им часто не платят. Согласно исследованиям, проведенным в 2016 году в 217 странах, за всю свою жизнь женщина тратит в среднем 23 года (!) на такую «вторую смену», от которой мужчины в большинстве своем освобождены.
В декретный отпуск уходит всего лишь 2 процента отцов, хотя такая возможность предоставлена как отцам, так и другим родственникам новорожденного. Именно здесь и появляется целое поле для деятельности феминисток. Требования, которые общество и сами женщины предъявляют себе, порой противоречивы. Женщина, стремящаяся к карьерному росту, называется «синим чулком», та, кто занимается домашним хозяйством, — «паразитом на шее у мужа», мать, заботящаяся о детях, — «подсудимая», а та, кто этого не делает, — «недостойная материнства».
Если женщина старается выглядеть привлекательно и ухаживать за собой, ее часто обвиняют в том, что она это делает для угождения патриархату, а если нет, то ее постигает обвинение в том, что она не соответствует стандартам женственности. Сегодня все больше литературных произведений посвящено этой актуальной проблеме, на экраны выходят фильмы с феминистской направленностью, и поддержка этой идеи считается признаком прогрессивного мышления для многих уважаемых модных домов от Chanel и Dior до молодых дизайнеров.
Не углубляясь в различия между различными течениями современного феминизма, стоит отметить, что сегодня это движение больше о самопознании и свободном выборе. Решение о том, рожать ли детей, строить карьеру, заниматься домашним хозяйством, носить каблуки или нет, должно быть признано обществом как норма. Нам важно осознать нашу женскую силу. Как поет Бейонсе в своей известной песне «Run the world», кто правит миром? Конечно же, девушки!