В Бурабае проходит Четвертое заседание Национального курултая, где обсуждаются важные темы, такие как гражданское общество, культура, образование и социально-экономическое развитие.
На предыдущем заседании члены Курултая предложили около 150 инициатив, что привело к принятию множества законодательных изменений, ориентированных на защиту женщин и детей, ономастику, а также запрет вейпов и лотерейной деятельности.

Депутат Сената Парламента РК и член Национального Курултая Евгений Больгерт делится мнением об инициативах, выдвигаемых год за годом на этой платформе, отмечая, что Курултай служит важным общественным форумом.
Его деятельность продолжается весь год и не ограничивается только заседаниями, при этом уже третий год проходят секционные обсуждения. Эти секции позволяют анализировать ключевые направления работы и совместно с экспертами, государственными служащими и депутатами обсуждать новые идеи и оценивать выполнение предыдущих проектов Курултая.
Участниками мероприятия являются разнообразные представители: общественные деятели, культурные и научные работники, спортсмены, журналисты, депутаты и представители крупных бизнес-объединений, что делает платформу многофункциональной и разнообразной.
В работе принимают участие молодежные лидеры и активисты, что подчеркивает важность вовлечения нового поколения в демократические процессы.
По результатам деятельности Курултая мы наблюдаем широкий спектр мероприятий, направленных на укрепление демократии и повышение эффективности государственного управления в Казахстане.
Основные достижения предыдущих заседаний включают введение ограниченного президентского срока, что усиливает прозрачность и конкуренцию на политической арене, подчеркивая принципы сменяемости власти.
Также акцентируется внимание на борьбе с коррупцией: введены меры, такие как запрет на занятие должностей родственниками президента и ограничение партийной принадлежности главы государства, что минимизирует конфликты интересов и способствует справедливому распределению государственных ресурсов.
Кроме того, реализация принципа активного гражданского участия включает проведение регулярных референдумов и публичные обсуждения законопроектов, что свидетельствует о желании руководства страны вовлечь граждан в процесс принятия решений.
Важным шагом стало учреждение Конституционного суда, который обеспечивает право граждан на обращение по конституционным вопросам и усиливает механизмы сдержек и противовесов в политической системе.
Значительное внимание уделяется развитию гражданского общества через законодательные реформы, упрощающие регистрацию и деятельность общественных объединений, что создает новые возможности для реализации гражданских инициатив.
В целом, эти реформы отражают стремление Казахстана и его лидера к созданию современной, открытой и справедливой политической системы, что является залогом устойчивого развития и демократизации страны.
Впереди много работы, однако уже можно говорить о позитивных переменах и движении к более демократическому обществу благодаря политическим реформам, инициированным главой государства.
Оценка этих преобразований показывает, что в последние годы мы наблюдаем перезагрузку ключевых государственных институтов в соответствии со стратегией «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство».
Новый Казахстан предоставляет гражданам новые возможности для участия в политической жизни и реализации своих политических взглядов, что, в свою очередь, способствует развитию плюрализма.
Одной из важных мер стало ограничение президентских полномочий одним семилетним сроком. Это не только снижает риски авторитаризма, но и способствует здоровой политической конкуренции, формируя устойчивую систему, где власть не может сосредоточиться в одних руках на непродолжительное время.
Президент Токаев подчеркивает, что «Глава государства — это нанятый менеджер, а не тень Всевышнего». Ограничение сроков побуждает к созданию эффективных управленческих институтов, так как каждый новый президент будет стремиться продемонстрировать реальные результаты в установленный временной промежуток.
Реформа, проводимая в Казахстане, отвечает ожиданиям гражданского общества и отражает общемировые тренды демократии. Эти изменения способствуют укреплению доверия граждан к государственной системе и делают политическую среду более прозрачной и подотчетной.
В новой системе Президент не может быть членом политических партий, а его родственники не имеют права занимать государственные должности. Эти меры направлены на укрепление принципов справедливости и прозрачности, что позволяет избежать конфликтов интересов и обеспечивает равное отношение ко всем политическим силам.
Нейтральность главы государства создаёт условия для более конкурентной политической системы, в которой различные партии могут вносить свои предложения относительно стратегических реформ. Запрет на назначение родственников в государственные органы также является антикоррупционной мерой, уменьшающей влияние семейных связей в власти.
Эти инициативы способствуют повышению общественного доверия к институтам власти, так как граждане видят, что личные связи не дают преимущества. Новый подход в государственной службе акцентирует внимание на профессионализме, компетентности и личных качествах, а не на кумовстве.
Важным элементом демократического общества является активное участие граждан в принятии значимых решений, одним из ключевых инструментов которого выступают референдумы. Это позволяет гражданам выразить свои мнения и непосредственно влиять на формирование государственной политики.
Применение референдумов демонстрирует стремление руководства страны учесть мнение народа и вовлечь его в решения, которые обычно принимаются парламентом или исполнительной властью. Таким образом, мы видим реализацию концепции «Слышащего государства», подчеркивающую важность взаимодействия между обществом и властью. Для дальнейшего развития демократических практик необходимо укрепление механизмов референдумов, делая их эффективным инструментом обсуждения ключевых вопросов, касающихся судьбы страны.
Кроме того, существует возможность для граждан, чьи конституционные права были нарушены, обращаться напрямую в Конституционный суд. Это значительно расширяет доступ к правосудию и внушает доверие, что обращения граждан будут рассмотрены. Возрождение Конституционного суда является важным шагом к созданию устойчивой правовой системы.
В течение короткого срока он начал функционировать, и множество его решений уже были внедрены в законодательство, что помогло устранить несоответствия между законами и Основным законом.
В этой инициативе я принимаю активное участие через парламентскую деятельность, где наш комитет взаимодействует с Конституционным судом. Эффективное функционирование Конституционного суда не только повышает уровень ответственности законодательной и исполнительной властей, но также служит индикатором для международных партнеров, сигнализируя о наличии развитой судебной системы и подтверждая статус правового государства.
В итоге, институт конституционного контроля становится важным гарантом соблюдения верховенства закона и защиты прав и свобод граждан.