Процедура банкротства ОАО «Метрострой» стала одним из самых заметных юридических дел в строительной отрасли.
С долгами, превышающими 16 миллиардов рублей, этот случай получил широкий резонанс не только благодаря своей финансовой запутанности, но и социальной значимости.
«Метрострой» долгое время оставался единственным подрядчиком по строительству метро в Санкт-Петербурге, что обеспечивало повышенное внимание к процессу, так как медленные темпы развития метро в городе вызывают постоянные жалобы жителей и становятся объектом шуток.
Конкурсный управляющий Алексей Кузнецов сообщил, что основные действия по продаже активов и взысканию долгов ОАО планируются к завершению к 2025 году, с возможностью завершения всей процедуры банкротства к 2026 году.
Однако он отмечает, что судебные споры и попытки привлечения к ответственности контролеров могут затянуть процесс.
На данный момент, по словам Кузнецова, основные препятствия преодолены, хотя высокая конфликтность в таких делах является обычным делом.
При этом, введение новшеств в практику банкротства стало важным шагом, который помог команде «Метрострой» подготовиться к сложной борьбе.
Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области объявил компанию банкротом 31 августа 2021 года. Процесс инвентаризации долгов и активов занял несколько лет.
В реестре дел находятся 33 компании и физических лиц, а также 374 третьих лица и 319 заинтересованных сторон. Конкурсные управляющие компании сменялись неоднократно, причем двое из них стали фигурантами уголовного дела в связи с деятельностью «Метростроя».
Основные действия по погашению долгов перед кредиторами стартовали в прошлом году. По информации ЭТП Российского аукционного дома, за год было реализовано имущества на сумму около 7,3 млрд рублей, включая значительные сделки в конце декабря, выручка от которых отразится в 2025 году.
Главные активы включают оборудование и недвижимость, значительная часть из которых была приобретена АО «Метрострой Северной столицы» (МССС), выступающим новым генподрядчиком строительства петербургского метрополитена.
«В 2024 году выполнена большая работа по реализации имущества должника. Мы согласовали оценку с Росимуществом и реализовали ключевые производственные и складские площадки ОАО «Метрострой». Вырученные средства помогли погасить текущую задолженность на сумму около 3 млрд рублей, включая свыше 900 млн рублей по налогам», — отметил Алексей Кузнецов.
Работа осуществлялась в условиях многочисленных судебных разбирательств и жалоб на действия управляющего.
Судебные решения по делу «Метростроя» выносятся в нашу пользу, утверждает Алексей Кузнецов.
На данный момент проходит процесс погашения требований кредиторов и реализация имущества должника.
В продаже находятся тоннелепроходческий щит «Надежда» и офисное здание на Загородном проспекте.
В прошлом году конкурсный управляющий добился возврата бизнес-центра на Левашовском проспекте, который был связан с ООО «Метропаркинг».
Если решение будет подтверждено третьей инстанцией (ближайшее заседание запланировано на конец января), объект будет выставлен на торги, ожидается выручка около 4 млрд рублей.
Почти 80% долгов «Метростроя» связано с бюджетными кредиторами, включая АО «Метрострой Северной столицы» и комитеты Санкт-Петербурга.
Также среди кредиторов — АО «Акционерный банк “Россия”», ПАО «Банк “ФК Открытие”», АО «Российский сельскохозяйственный банк» и другие.
Рассматривается привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц — Вадима и Николая Александровых.
Для точной оценки возможностей погашения реестра требований необходимо ответить на ключевые вопросы, в частности, о привлечении к субсидиарной ответственности владельцев компании и размеру их активов.
Управляющий партнёр IMPRAVO Максим Борисов отмечает, что наличие значительных активов может сыграть решающую роль в удовлетворении требований кредиторов.
Кредиторы, по словам Алексея Кузнецова, позитивно воспринимают результаты выполненной работы, однако точный объём погашения задолженности в настоящее время спрогнозировать невозможно из-за присутствия споров, связанных с возвратом имущества и взысканием дебиторской задолженности.
Банкротство