Первоначальная реакция на предложение ввести финансовую грамотность в качестве отдельного предмета в школьной программе, хотя бы как факультатив для старших классов, вызывает полную поддержку. Безусловно, никто не оспаривает важность финансовых знаний как одного из основных и необходимых навыков в современном мире.
Однако, когда начинаешь размышлять о содержании такого курса, возрасте его введения и ключевых финансовых навыках, становится ясно, что вопросов гораздо больше, чем ответов.
Во-первых, финансовые вопросы требуют серьезного и внимательного отношения. Необходимо регулярно отслеживать доходы и расходы, выстраивать бюджет и придерживаться его.
Во-вторых, существенным аспектом является умение откладывать и накапливать сбережения (желательно откладывать минимум 25% от всех доходов). Финансовый запас безопасности должен быть достаточным на год спокойной жизни (не менее 12 месяцев расходов), а не только на несколько месяцев.
Кредиты на потребительские нужды следует избегать, а микрокредиты рассматривать как неоправданный риск.
В-третьих, хорошими видами кредитов являются льготные образовательные кредиты и ипотека на доступных условиях для первой собственной квартиры.
Инвестиции рассматривать нужно только после того, как накоплен солидный финансовый запас безопасности и имеется собственное жилье.
Важно не только планировать и управлять ежемесячными финансами, но и строить долгосрочные планы.
Следует отметить, что не все взрослые осознают это, и лишь немногие следуют этим рекомендациям.
Из множества книг о личных финансах можно выделить две наиболее релевантные: «Мани, или Азбука денег» Бодо Шефера и «Финдрайв» Глеба Архангельского и Ольги Стрелковой. Эти книги помогают понять основные принципы управления финансами, развивают финансовую грамотность и способствуют формированию здоровых финансовых привычек.
Первая книга написана специально для детей, тогда как вторая предназначена для взрослых, которые обладают разумностью и ответственностью. Обе книги могут быть интересны даже опытным предпринимателям.
Речь идет о финансовом просвещении подростков старшеклассников. В возрасте от 14 до 17 лет важно начать осваивать основные финансовые навыки на собственных деньгах, а не на игровых фишках из «Монополии» или примерах из школьной программы по литературе.
Один из ключевых финансовых навыков - сохранять конфиденциальность своих доходов, расходов и других финансовых показателей в общении с любыми людьми, за исключением доверенных банковских сотрудников или личных финансовых консультантов.
Было бы замечательно, если бы школы предоставили возможность старшеклассникам заработать собственные деньги, с которыми можно было бы работать на уроках. Ученикам следует предоставить четкое представление о востребованности различных профессий и ожидаемом заработке после получения диплома в различных учебных заведениях.
Даже в вузах пока никто не предлагает объективную профориентацию. Важно донести до подростков концепцию предпринимательского дохода и заработка по найму, разъяснить структуру государственных налогов и сборов, возможность получения льгот и грантов для молодежи.
Однако мало кто из школьных учителей готов осуществлять подобное просвещение. Хорошим вариантом компромисса может быть создание глубокого, реалистичного и увлекательного видеокурса с участием лучших практиков в этой области. Также стоит предусмотреть методические пособия для учеников.