Законодательные инициативы для упорядочивания онлайн-образования в России

Июл 22, 2024 / 11:21

В последнее время российские блогеры стали активно предлагать различные курсы и тренинги, за которые, к сожалению, очень часто не несут никакой ответственности. В связи с этим, команда, возглавляемая вице-спикером Госдумы Петром Толстым и первым заместителем председателя комитета Госдумы по просвещению Яной Лантратовой, подготовила законодательные инициативы, направленные на упорядочение данного сегмента образовательных услуг. Эти законопроекты, которые должны внести значительные изменения в закон «Об образовании», будут представлены на заседании рабочей группы, запланированном на 22 июля. По данным, предоставленным газетой «Известия», ожидания от нового законодательства очень высоки.

Законодательные инициативы для упорядочивания онлайн-образования в России

Согласно пояснительной записке к законопроектам, в 2022 году российский рынок онлайн-образования продемонстрировал впечатляющие показатели, общий доход онлайн-школ составил 95 миллиардов рублей. В первом квартале 2023 года выручка сегмента составила 46,7 миллиарда рублей, и по прогнозам, к концу года ожидается увеличение оборота до 123 миллиардов рублей — это стало возможно благодаря росту популярности образовательных курсов. На данный момент наиболее востребованными направлениями онлайн-образования являются подготовка к переподготовке по новым профессиям, обучение здоровому образу жизни, курсы предпринимательства, психологии, эзотерике, финансовой грамотности, фитнесу и теме отношений. К примеру, рынок обучения новым профессиям принес 7,8 миллиарда рублей, а курсы по здоровью — 4,1 миллиарда.

Однако, наряду с успехами, регуляция образовательных услуг онлайн-пространства сталкивается с рядом серьезных проблем, которые возникают из-за недостаточно четкого регулирования. Основная трудность заключается в том, что такие услуги часто не соответствуют базовым требованиям качества. Это может поставить под угрозу права и безопасность потребителей, которые принимают решение о покупке такого обучения, не полностью осознавая риски. В текущий момент юридические лица, предлагающие образовательные услуги, обязаны обладать лицензией, в то время как индивидуальным предпринимателям достаточно минимальных формальностей для легальной деятельности. Это создает неравные условия для игроков на рынке, где учебные заведения с лицензией сталкиваются с конкуренцией со стороны непрофессионалов.

Сопредседатель рабочей группы Яна Лантратова акцентировала внимание на том, что текущий порядок, который позволяет индивидуальным предпринимателям обойти законодательные требования, создает серьезные мотивы для уклонения от уплаты налогов и профессиональной ответственности. Это особенно опасно в контексте благосостояния пользователей, которые доверяют свои деньги и время не всегда компетентным лицам. Наиболее ярко эта проблема проявляется в уже популярных курсах по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, где огромное количество учащихся рискуют оказаться в ситуации, когда получаемые знания могут не соответствовать заявленным стандартам.

Таким образом, инициированные изменения в законодательство призваны не только усилить контроль над качеством образовательных услуг, но и установить четкие и понятные правила для всех участников этого рынка. Рынок разнообразных курсов и образовательных тренингов, активно процветавший в последние годы, требует системного подхода и правильного регулирования, чтобы обеспечить защиту прав потребителей и высокие стандарты оказываемых услуг. Важно отметить, что создание здоровой конкурентной среды позволит не только улучшить качество образовательных услуг, но и поддержать тех, кто действительно может предложить ценное и отвечающее современным требованиям образование.

По материалам: iz.ru