На форуме «Наука и Технологии в образовании — 2025» состоялась пленарная дискуссия на тему влияния искусственного интеллекта (ИИ) на образование, в контексте текущих вызовов и приоритетов в российской системе образования.
Генеральный директор компании CUSTIS и председатель совета ИОТ-консорциума университетов Владимир Рахтеенко подчеркнул, что внедрение ИИ в образовательный процесс усиливается, однако оно сталкивается с определённым сопротивлением со стороны преподавателей. Рахтеенко отметил, что реакция на новые технологии в образовательной среде может быть неоднозначной, что связано с опасениями о том, как это повлияет на их профессиональную деятельность.

Он считает, что изменения требуют времени, и их необходимо воспринимать социально, а не исключительно как технологические новшества.
Рахтеенко также указал на ограничения существующих технологий, особенно больших языковых моделей, которые пока не могут успешно применяться в узких областях знаний, требующих повышенного доверия. Это указывает на то, что технологии должны пройти определённые испытания, прежде чем они смогут полноценно интегрироваться в образовательный процесс.
По мнению эксперта, система образования станет площадкой для проверки и осмысления границ допустимости использования ИИ, что говорит о необходимости постепенного подхода к внедрению данных технологий.
В современном образовании акцент смещается с технологий на социальные аспекты. Владимир Рахтеенко подчеркивает, что важно внедрять новшества, но делать это с осторожностью. Главный вопрос — кто кого учит: студенты должны получать знания от квалифицированных преподавателей, а не от бездушных машин, что может привести к непредсказуемым последствиям.
Рахтеенко также отмечает, что образование формирует социальную идентичность человека. Азбука общения — это задача преподавателя, который должен вовремя адаптироваться к новым технологиям и коммуникациям, сохраняя человекоцентрированный подход. Преподаватели, которые отстают в своих навыках по применению новейших технологий, рискуют не донести до студентов важные знания и навыки.
В эпоху цифровизации языковые модели и тренды помогают учителям и ученикам быть на одной волне. Преподаватели могут и должны использовать технологии как помощников в образовательном процессе, не теряя при этом человеческий аспект.
На основе оптимизационной математики можно создавать более эффективные расписания, минимизируя «дыры» в учебном плане, что также влияет на качество образования. Уже имеется опыт успешного внедрения подобных методов, что свидетельствует о повышении общей результативности учебного процесса.