С каждым годом российская образовательная система привлекает всё больше иностранных студентов. В 2024 году в России обучались 378 тыс. иностранных студентов из 190 стран, что на 20 тыс. больше, чем в прошлом году. К 2030 году планируется довести это число до 500 тыс. студентов.
В рамках бесплатной квоты правительства РФ 30 тыс. иностранцев обучаются более чем в 450 вузах страны. Лидерами по числу студентов являются Казахстан (61 тыс.), Узбекистан (48,7 тыс.), Китай (32,6 тыс.), Туркменистан (30,6 тыс.), Таджикистан (23,1 тыс.) и Индия (16,7 тыс.).
Для увеличения потока иностранных студентов в 2025 году вводятся специальные гранты, которые будут компенсировать затраты на переезд, проживание и медицинскую страховку. Эти гранты направлены на поддержку 2000 наиболее перспективных студентов.
20 декабря Совет Федерации РФ утвердил изменения в закон «Об образовании», которые позволяют иностранным студентам обучаться в российских научных организациях на основании результатов вступительных испытаний. Ранее такая возможность отсутствовала.
13 декабря в Москве состоялась стратегическая сессия, на которой представители вузов обменивались опытом и искали новые пути для расширения международного сотрудничества в области образования.
Амир, иранский студент, уже шесть лет увлечён фотографией. После окончания вуза он мечтает остаться жить и работать в России. Его вдохновляют московская архитектура и природа, которые он считает уникальными.
Фотографируя старинные здания Москвы, Амир воспринимает каждое из них как носителя своей истории, вплетённой в жизнь людей. Для него дух и облик здания рассказывают о судьбах людей, ставших частью его прошлого, прерываясь на смешные и драматичные заметки о жизни.
Эта загадка, по его мнению, свойственна только Москве, и он стремится передать её через свои работы. В планах у Амира — посетить старинные города России, чтобы расширить свои впечатления о стране.
В отличие от него, Негар, его знакомая, обучается на стоматолога в Сеченовском университете и параллельно занимается музыкой. Она играет на гитаре с тринадцати лет и выступает в различных жанрах, включая иранскую поп-музыку и испанское фламенко.
В 2012 году Негар провела свой первый сольный концерт, что подтвердило её творческий талант.
В Москве иранская студентка Негар активно участвует в благотворительных концертах для детей-инвалидов. Недавно она выступала на сцене Московского дома музыки вместе с известным иранским певцом, получив также благодарность от концертного центра «Внуково» за своё участие в творческой жизни.
В Москве Негар и её спутник Амир впервые познакомились с органной музыкой и регулярно посещают соответствующие концерты. Негар гордится своим выступлением в католическом соборе.
Молодые люди планируют получить российское гражданство и остаться в стране, сохраняя при этом связь с Ираном. Они с сожалением отмечают нехватку знаний о иранской культуре, кухне и современности в России.
Со своим творчеством музыкант и фотограф хотят создать мост между двумя культурами.
Ректор ВГИКа Владимир Малышев заявил, что культурные связи способствуют дипломатическим отношениям, и призвал увеличить количество мест для иностранных студентов в творческих вузах. На данный момент 8-10% мест в ВГИКе занимают иностранцы.
С началом СВО наблюдается увеличение числа студентов из Азии, в том числе из Узбекистана и Таджикистана, что говорит о растущем интересе к российскому кинематографу среди молодежи из других стран.
На 43-м Международном студенческом кинофестивале ВГИК в Москве были представлены работы студентов из 46 стран, включая Чили, Бразилию, Китай и Индонезию.
В Российском государственном медицинском университете имени Гнесиных учатся студенты из более 40 стран.
В прошлом году академия провела проект с интервью иностранцев, которые поделились, почему выбрали обучение в России и именно в Гнесинке.
Выпускники академии работают в ведущих театрах и творческих коллективах по всему миру.
Минобразование предоставляет гранты не только для творчески одарённых, но и для будущих ученых, что подчеркивает сильные стороны страны в физико-математической школе, медицине и ядерной физике.
Сотрудничество с африканскими студентами стало темой круглого стола в ГД.
Для студентов Юго-Восточной Азии Дальневосточный федеральный университет является основным вузом.
В 2024 году университет принял 1,7 тысячи студентов из 82 стран, добавляясь к 3,5 тысячам уже обучающихся иностранцев.
ДВФУ имеет партнерские связи с 230 вузами, из которых 160 расположены в странах АТР.
В Китае на подготовительных курсах по русскому языку учатся 10 тысяч студентов.
Университет также открывает представительства в Пекине, Ханое и Нью-Дели, что способствует укреплению международных связей и развитию образования.
Россия привлекает иностранных студентов своими культурными традициями и высоким уровнем образования. В российских вузах сегодня обучаются студенты из разных стран, что делает российскую систему образования максимально интернациональной.
Интерес к русской культуре подтверждают и мероприятия за границей, например, в Венгрии, где продолжают звучать песни Владимира Высоцкого, а также проводятся конференции и фестивали в его честь. Педагог и исследователь творчества Высоцкого Петер Вицаи вносит значительный вклад в знакомство венгерского зрителя с его произведениями, переводя и издавая работы русского барда с 1990-х годов.
Не менее интересным является и наследие русских художников. Карл Брюллов, родившийся в Санкт-Петербурге, оказывается под влиянием итальянских мастеров своего времени, чему способствует его обучение в Императорской Академии художеств. В 2024 году будет отмечаться 225 лет со дня рождения Брюллова, что открывает новые возможности для ревизии его наследия. В этом же году также пройдет 80 лет со дня рождения Юрия Антоновича Беляева, известного поэта и литературоведа, президента Академии российской словесности.
Недавно в Государственной Думе состоялся круглый стол по развитию сотрудничества в сфере подготовки кадров с Африкой. В обсуждении приняли участие как представители власти, так и научные организации, что подчеркивает важность этого направления.
Не забываем также о языковых нюансах, например, о правилах написания частицы «не» с различными частями речи, что актуально для всех изучающих русский язык.
Стоит ли читать русскую классику современному юному читателю? Этот вопрос становится особенно актуальным в свете нового проекта Института Пушкина, направленного на обучение чтению художественной литературы. В условиях современных вызовов столь важным оказывается понимание классического наследия и методов работы с ним.
Кроме того, директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина делится информацией о новейших международных проектах. Недавно открывшаяся выставка в Пекине свидетельствует о глобальной популярности музейных проектов, которые уделяют внимание традициям и гастрономии, что также способствует международному сотрудничеству.