В настоящее время в России происходит значительная трансформация образовательной системы, направленная на укрепление технологического лидерства страны.
Это особенно важно для подготовительных программ по инженерным и техническим специальностям, а также для подготовки врачей и педагогов.

Важные изменения будут учтены в новой «Стратегии развития образования», над которой активно работает правительство.
Ожидается, что нововведения затронут и высшие учебные заведения уже в следующем году, в частности, будет совершенствоваться система ЕГЭ.
В интервью «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга отметил, что разработке стратегии уделяется важное внимание со стороны Госдумы и Совета Федерации.
Стратегия охватит основные вопросы, касающиеся процесса обучения, включая содержание, методы и цели образования.
В создании документа участвует множество рабочих групп, включая межведомственную под руководством помощника президента Андрея Фурсенко.
Ожидается, что к осени стратегия будет готова и представлена президенту, что необходимо учитывать, учитывая консервативный и чувствительный характер образовательной сферы.
Ключевыми вызовами, которые предстоит решить, являются обеспечение технологического лидерства и подготовка квалифицированных специалистов в различных областях, начиная с детского сада и до высшего образования.
В первую очередь, речь идет о важности инженерно-технических специальностей, медицины, педагогики, сельского хозяйства и информационных технологий.
Главным акцентом стратегии является педагогоцентричность, а также способность быстро адаптироваться к изменениям в демографической ситуации при планировании образовательных процессов.
Программы образования должны быть актуальными и соответствовать запросам государства и общества в области обучения и воспитания.
В этой связи Госдума утвердила поправки, позволяющие не только учителям и научным работникам, но также работодателям участвовать в разработке образовательных стандартов.
Это нововведение вызывает вопросы о готовности работодателей к такой деятельности.
Также был принят законопроект о создании федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) для каждой группы специальностей и направлений подготовки, таких как «химия», «математика», «экономика» и «медицина».
ФУМО будет отвечать за разработку федеральных стандартов, которые затем будут основой для вузов в создании учебных программ.
Важно, что в состав ФУМО входят работодатели, чтобы обеспечить соответствие образования потребностям реального сектора экономики и социальной сферы.
Работодатели, находящиеся на передовой, имеют возможность определить, какие темы и оборудование должны быть включены в стандарты.
Несмотря на то, что это может быть не совсем привычной для них деятельностью, их участие имеет большое значение.
Активное вовлечение работодателей позволит подготовить выпускников, готовых незамедлительно интегрироваться в рабочий процесс, избегая дополнительного времени на переобучение.
В обсуждении стратегии образования принципиально важен вопрос о едином госэкзамене (ЕГЭ), который, как предполагается, останется в своей нынешней форме по крайней мере до 2036 года.
Важно четко сообщить школьникам и абитуриентам, что изменения в ЕГЭ должны быть фиксированы в образовательной стратегии.
На данный момент единый госэкзамен считается единственным подходящим инструментом, несмотря на необходимость его совершенствования — как в содержании, так и в формате проведения.
Выполнение ЕГЭ позволяет даже самым удаленным студентам из России поступить в вузы в других регионах, подав документы сразу в пять учреждений и участвуя в конкурсах по различным направлениям.
Некоторые сомневаются в объективности экзамена, считая его своего рода «угадайкой», но на самом деле, ЕГЭ действительно позволяет оценить как знания, так и умение применять их на практике.
В ходе недавнего выступления руководителя Рособрнадзора было упомянуто, что в ближайшие несколько лет в экзаменах по химии, физике и биологии может быть введена экспериментальная часть. Это требует тщательной реализации.
На базе своего опыта в химико-технологическом университете я понимаю, как важно, чтобы абитуриенты имели практические навыки работы с лабораторным оборудованием — пробирками и колбами.
Такой практический подход уже активно используется в ОГЭ после 9-го класса. Поэтому я настаиваю на том, что стоит рассмотреть возможность проведения экспериментальных заданий в рамках ЕГЭ по указанным предметам.
В ближайшее время в Госдуме планируется совещание с представителями Рособрнадзора и педагогическими ассоциациями, посвященное оценке осуществимости этой идеи.
Для успешного внедрения экспериментальных дисциплин, таких как химия, биология и физика, необходимо оснастить множество школ во всех регионах и обучить преподавателей проводить лабораторные работы.
Важно учитывать, что в школьном расписании часто не хватает времени для практических занятий. С учетом всех факторов можно подойти к решению, и, возможно, уже через год начнем эксперимент в пилотном режиме.
Это поможет изменить мнение о ЕГЭ как о «угадайке». Мы намерены ужесточить контроль над организациями, предлагающими дополнительное профессиональное образование.
Это образование включает повышение квалификации и переподготовку, что особенно актуально для педагогов, которые хотят сменить профиль.
Аналогично ситуации с медицинскими работниками, мы считаем, что повышение квалификации и переподготовка должны проходить только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Важно, чтобы педагоги, желающие изменить специализацию, обучались в проверенных учебных заведениях, таких как педагогические вузы.
В противном случае они могут столкнуться с недобросовестными предложениями в интернете, где за небольшую сумму предлагают быстро сменить специальность.
Мы работаем над законопроектом по этому вопросу, который сейчас проходит предварительное рассмотрение, и надеемся на быстрый отзыв от Правительства для его обсуждения в первом чтении.
В текущем году изменений в правилах приема не предвидится, но они могут появиться в 2026 году.
Изменения в системе образования особенно касаются учащихся 10-го класса, поскольку предполагается пересмотр списка дисциплин для сдачи ЕГЭ при поступлении в вуз.
Например, для будущих учителей химии в этом году необходимо сдать экзамены по русскому языку, математике и обществознанию, однако в 2026 году планируется изменить требования, добавив профильный экзамен по химии.
Также на стадии обсуждения находится законопроект о порядке поступления в вузы для выпускников колледжей. Каждый год в университеты поступает около миллиона студентов, и 42% из них — это выпускники среднего профессионального образования.
Однако многие используют колледж как промежуточный этап, чтобы избежать ЕГЭ и поступить на учёбу, сдав только вступительные экзамены. Новая инициатива подразумевает, что абитуриенты, поступающие из колледжа по профилю, например, медицинскому, будут сдавать экзамены так же, как это делают выпускники одиннадцатых классов.
Если же студент, окончивший 9-й класс, решит сменить профиль и поступить в медвуз, ему потребуется сдать два ЕГЭ по химии и биологии. Такой подход обеспечит сохранение профильности образования.
Показатели свидетельствуют о том, что 90% выпускников медицинских колледжей продолжают обучение в медвузах, а для педагогических колледжей этот показатель составляет около 65%.
В Совете Федерации также обсуждалось мнение о необходимости отмены платного обучения в медицинских вузах, и многие это поддерживают.
Необходимо регулирование образования в соответствии с потребностями страны в кадрах. Проблема наступает, когда контрольные цифры приема доходят до университетов, так как часто добавляется платный прием. Например, если требуется выпустить 100 инженеров, университеты могут выдать дипломы 150 экономистам, поскольку многие студенты, изначально планировавшие стать инженерами, выбирают другие специальности. Поэтому важно контролировать платный прием, чтобы избежать подобных несоответствий.
Другой аспект — потребности в медицинских кадрах. Государство устанавливает потребность в 100 терапевтах, 50 хирургах и 10 офтальмологах, но абитуриенты выбирают более популярные и высокодоходные специальности, такие как пластическая хирургия, что приводит к дефициту необходимых специалистов. Обсуждая эту проблему, мы понимаем, что стратегия развития образования должна быть на контроле парламента и переведена в законодательные инициативы.
В ближайшее время будет представлен законопроект о мерах поддержки молодых ученых. Также разрабатывается концепция нового закона о науке, а изменения в системе образования приведут к изменениям в ступенях образования. Бакалавриат и специалитет заменят просто высшее образование, а магистратура станет специализированным высшим образованием. Этот процесс уже начат с пилотного проекта, и новая модель образования начнет действовать с 2026 года, хотя изменения будут происходить поэтапно. Кроме того, мы работаем над законопроектом, касающимся инженерного образования.
В рамках обсуждения законопроекта об образовании предлагается создать новую статью «Особенности реализации программы инженерной подготовки». Она будет предусматривать, что студенты инженерных специальностей будут получать отдельные стипендии, отличные от других направлений, а затраты на их обучение окажутся значительно выше.
Также необходимо разрешить привлечение специалистов из реального сектора экономики для обучения, а предприятия смогут безвозмездно передавать вузы образцы материалов и оборудование.
Преподаватели, готовящие инженеров, обязаны будут проходить курсы повышения квалификации на предприятиях.
Кроме того, разрабатывается законопроект о студенческих олимпиадах для выявления талантливых студентов и возможности предоставления им преференций при поступлении в аспирантуру, что способствует популяризации научной профессии.
В стратегических документах также намечен двукратный рост финансирования науки.