Исследование, проведенное учеными НИУ ВШЭ, показало, что за последние восемь лет количество научных статей, опубликованных университетами в международных журналах, увеличилось в три раза.
Также была отмечена углубленная специализация вузов, в частности отраслевых, таких как медицинские и технические. Эти университеты в два раза чаще принимают студентов на целевые места.

Исследование, опубликованное в журнале, проводилось доцентом факультета экономических наук НИУ ВШЭ Анной Пановой и Викторией Слепых из проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов». Анализ охватил 485 государственных вузов России с 2015 по 2023 год, фокусируясь на оценке образовательных реформ.
Опираясь на данные мониторинга эффективности образовательных организаций от Министерства науки и высшего образования, а также информацию о результатах ЕГЭ и трудоустройстве выпускников, авторы выявили динамику роста эффективности высшего образования и оценили вузы.
Результаты показали, что реформы привели к значительному повышению результативности университетов и углубили их специализацию, особенно среди исследовательских университетов.
К данной категории относится 35 вузов, включая такие, как НИУ ВШЭ, МФТИ и МИФИ, а также некоторые университеты с особым статусом, как МГУ и СПбГУ.
С 2015 года публикационная активность исследовательских университетов в международных базах данных заметно возросла, достигнув 95 статей на 100 преподавателей.
Эти университеты привлекают самых сильных абитуриентов, их результаты ЕГЭ в среднем выше на 5-6 пунктов по сравнению с другими вузами.
Кроме того, исследовательские университеты привлекают значительные инвестиции, объем внебюджетных средств у них увеличился более чем в два раза.
Анна Панова объясняет это эффектом Матфея, когда успехи одного вуза способствуют наращиванию его лидерства.
Такие университеты создают привлекательную исследовательскую инфраструктуру и привлекают талантливых исследователей, что приводит к поступлению лучших абитуриентов, способствующих повышению репутации вуза.
Это образует замкнутый круг успеха.
В отличие от них, отраслевые вузы, насчитывающие 354 учебных заведения и включающие медицинские, педагогические и технические вузы, публикуют в международных журналах всего 14 статей на 100 преподавателей.
Их публикационная активность почти в семь раз ниже, что свидетельствует о недостатке ресурсов для развития международного сотрудничества.
Исследовательские университеты, благодаря своей структуре и фокусу на высококачественных исследованиях, находят к себе талантливых абитуриентов и обеспечивают выпускникам надежные карьерные перспективы.
Отраслевые университеты занимают второе место по качеству приема с среднем баллом ЕГЭ абитуриентов в 70.
Они эффективнее готовят кадры для индустрии, достигая 10% студентов, поступающих на целевые места, что почти вдвое превышает показатели других вузов.
В некоторых областях, таких как медицина, этот процент достигает 28%.
Выпускникам отраслевых вузов легче найти работу, в то время как самые высокие зарплаты получают выпускники исследовательских университетов.
Федеральные и опорные университеты (например, «УрФУ», «ДВФУ», «ВГТУ») активно способствуют развитию региональных экономик и науки.
С 2015 года их публикационная активность в международных журналах увеличилась почти в три раза, в среднем они публикуют до 50 статей на 100 сотрудников.
По качеству набора федеральные и опорные вузы немного уступают отраслевым — около 5% абитуриентов поступают на целевые места, но имеют большое количество договоров с организациями для подготовки специалистов.
Реформы последних лет положительно сказались на эффективности образовательной системы, которая теперь лучше отвечает требованиям рынка.
Университеты конкурируют с учреждениями дополнительного и профессионального образования, развивая собственные программы, в том числе онлайн-курсы и гибкие образовательные форматы.
Внедрение программ непрерывного обучения позволяет выпускникам регулярно повышать свою квалификацию и адаптироваться к изменениям на рынке труда.
Эффект Матфея можно наблюдать также в этом процессе: университеты, развивающие системы профессионального образования, получают конкурентные преимущества, привлекая студентов, которые иначе могли бы выбрать другие образовательные форматы.
Это укрепляет позиции вузов в кадровой подготовке и расширяет их влияние на образовательный рынок.
Например, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) является одним из крупнейших и самых востребованных вузов России, в котором обучается 54 тысячи студентов, а также работает около 4,5 тысячи ученых и преподавателей.
НИУ ВШЭ активно проводит фундаментальные и прикладные исследования в различных областях, таких как социально-экономические, гуманитарные, юридические, инженерные и физико-математические науки, а также в креативных индустриях.
Университет располагает 47 центрами превосходства и международными лабораториями, привлекающими ведущих мировых исследователей в сфере нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта.
ВШЭ является участником программы «Приоритет-2030» в категории «Исследовательское лидерство», и её кампусы расположены в четырех городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
В этой динамичной образовательной среде постоянно проводятся лекции и мероприятия, предоставляющие доступ к знаниям и новым навыкам.
Попытки частных аппаратов достичь Луны до сих пор не были успешными. Однако 2 марта 2025 года произошло важное событие: аппарат Blue Ghost, разработанный компанией Firefly Aerospace из Техаса, успешно приземлился в Море Кризисов, что означает значительный прогресс в частных космических миссиях.
Одновременно исследователи из Южной Кореи и Канады выявили новое объяснение «парадоксу счастья», указывая на то, что стремление к счастью может привести к обратному эффекту и истощить систему самоконтроля. Эти открытия создают новые перспективы в понимании личных эмоций и космической техники.
В то же время бразильские ученые продолжают изучать древние виды, такие как глиптодонты — родственники современных броненосцев. Эти существа были значительно крупнее и имели мощные панцири, что позволяло им защищаться от угроз.
Исследования окаменелостей показывают, что глиптодонты использовали свои хвостовые булавы в поединках, что нередко приводило к серьезным травмам, как проломленные бока и инфицированные раны. В совокупности, это подчеркивает богатство исторических исследований и современного понимания как эмоций, так и технологий.
В 2017 году астероид Оумуамуа, пролетевший через Солнечную систему, привлек внимание астрономов из-за своей уникально вытянутой формы. Ученые пытались выяснить, как он мог сформироваться и почему подобные объекты не встречаются среди других тел нашей системы.
В астрономических исследованиях также выяснили, что около трети всех галактик во Вселенной объединены в пять масштабных структур, называемых галактическими сверхскоплениями. Одно из этих сверхскоплений выделяется своими колоссальными размерами, охватывающими свыше миллиарда световых лет.
Кроме того, палеонтологи изучили замечательно сохранившийся скелет плезиозавра, найденный в Германии еще в 1940 году. Этот ископаемый рептилия, защищенный от разрушений войны, оказался с мягкими тканями, включая ядерные клетки и чешуйки, что добавляет новые сведения о внешнем виде плезиозавров, существовавших более 180 миллионов лет назад.