В России наблюдается заметный рост интереса к инженерному образованию. По результатам годового «Мониторинга качества приема в вузы», проведенного Высшей школой экономики в 2024 году, зафиксировано 7-процентное увеличение числа студентов, поступивших на инженерные специальности, достигнув 228,6 тысячи человек.
Это стало знаковым моментом: доля студентов на инженерных направлениях составила 41 процент от общего числа зачисленных. Ярослав Кузьминов, ведущий автор исследования, отметил, что это впервые в истории страны таким образом фиксируется увеличение интереса к инженерии, что исключительно отвечает требованиям отечественных предприятий, которые с 2022 года стремятся к технологической независимости на фоне изменения глобального контекста.
Также отмечается рост популярности не только IT-специальностей, но и других направлений, связанных с технологическими процессами. Ранее проведенное исследование показало, что количество студентов, обучающихся по программам инженерных, технологических и технических наук, превысило 1,3 миллиона, что является рекордом за последние девять лет.
Увеличение числа студентов на таких специальностях фиксируется из года в год, причем в последний год прирост составил 4,7 процента. В 2023 году общее количество содержащихся на инженерных направлениях достигло 409,9 тысячи, более 60 процентов из которых поступили на бюджетные места, что свидетельствует о растущем интересе к данным специализациям.
Увеличенный план обучения инженерным специальностям заставляет вузы принимать абитуриентов с низкими баллами.
В 2023 году средний балл абитуриентов на бюджетные программы бакалавриата составил 68, что ниже средних показателей по другим областям: 79,6 в искусстве и культуре, 78,9 в науках о обществе и 75,3 в гуманитарных науках.
Однако, спрос на инженеров значительно возрос - до 79,8 тыс. человек в 2022 году, что на 43,5% больше, чем в 2021 году. Дефицит инженерных кадров наиболее ощущается в промышленности.
Несмотря на это, профессия инженера вновь становится привлекательной. Согласно опросам ВЦИОМ, профессия инженера занимает пятое место по престижности среди молодых людей 25-34 лет, которые также оценивают медицину (34%), информационные технологии (23%) и педагогическую сферу (17%) как более привлекательные.
В числе спроса на технические профессии выделяются наладчики оборудования, инженер-технологи, операторы программируемых станков, инженеры в сельском хозяйстве, микроэлектроники и электроники.
Как показывает исследование, среднестатистический выпускник школы, стремящийся стать инженером, - это обычный молодой человек, обучающийся в общеобразовательной школе.
Родители выпускников часто не имеют высшего образования и работают в сфере услуг или на производстве, что влияет на выбор профессии их детей.
Многие школьники стремятся поступить в вузы, чтобы повысить социальный статус и получить возможность трудоустройства с высоким уровнем дохода.
Для подготовки современного инженерного кадра в России реализуется проект «Передовые инженерные школы», который охватывает 30 университетов.
По словам Ивана Андриевского, вице-президента Российского союза инженеров, рынок труда требует специалистов нового формата — инженеров, способных проектировать электромобили и разрабатывать беспилотные технологии.
Эти направления требуют специализированных образовательных программ.
С ростом числа производств также возрастает потребность в квалифицированных технических специалистах.
К примеру, диплом технического вуза обеспечивает заработок на 40-45% выше средней зарплаты по региону.
В России средняя зарплата инженера составляет около 68 705 рублей, а в крупных городах варьируется: в Санкт-Петербурге — 56 814 рублей, в Новосибирске — 46 512 рублей, в Екатеринбурге — 47 685 рублей, в Казани — 45 320 рублей.
Это подтверждает, что спрос на инженерное образование не просто ради диплома, а с целью полноценного трудоустройства будет только увеличиваться.