В 2025 году не планируется никаких изменений в Едином государственном экзамене (ЕГЭ), даже если найдется какая-то альтернатива этому формату, как сообщил руководитель Рособрнадзора.
Эта новость, безусловно, притянула внимание как школьников, так и их родителей, которые уже вложили усилия и ресурсы в подготовку к сдаче экзамена.
В то же время стоит отметить, что в Госдуму уже поступил законопроект, касающийся отмены ЕГЭ, хотя его обсуждение запланировано на октябрь.
В этом контексте Анзор Музаев, глава Рособрнадзора, аргументировал свою позицию необходимостью исключить риски, связанные с резкими изменениями в системе итоговой аттестации.
Он подчеркнул, что внезапные реформы могут негативно повлиять на образовательный процесс старшеклассников, и заверил, что ученики могут не волноваться, так как вопрос с ЕГЭ на ближайшее время закрыт.
Музаев также отметил, что любые изменения, касающиеся экзаменационной процедуры, должны приниматься не менее чем за два года до их введения, что также подразумевает, что в ближайшие годы изменения в формате ЕГЭ вряд ли произойдут.
Тем не менее, Яна Лантратова, первый заместитель председателя думского комитета по образованию и соавтор законопроекта об отмене ЕГЭ, подтвердила, что обсуждение этого вопроса намечено на октябрь, а это создает вероятность того, что 2025 год пройдет без каких-либо нововведений, в то время как учебный год 2026-2027 уже может стать временем для внесения изменений.
Отметим, что среди экспертов и участников образовательного процесса есть различные мнения по поводу целесообразности отмены ЕГЭ.
Один из методистов, активно следящий за дискуссией на эту тему, изложил свою точку зрения, указывая на то, что резкое устранение ЕГЭ могло бы привести к серьезным последствиям для образовательной системы в целом.
Он считает, что эта мера кажется неразумной, и подобные действия могут подорвать устойчивость школьного образования.
Таким образом, важно отметить, что в обозримом будущем школы останутся в рамках текущей системы экзаменов, и выпускникам не следует паниковать по поводу грядущих изменений в формате ЕГЭ.
Однако обсуждения вокруг предложений и законопроектов продолжаются, и чиновникам необходимо учитывать мнения всех сторон, чтобы избежать катастрофических последствий.
Как такое всеобъемлющее изменение повлияет на образовательную среду страны, можно только предполагать, но эксперты согласны с тем, что на текущий момент стабильность системы обучения является приоритетной задачей.
Вспоминая события 2001 года, когда Москва уже активно участвовала в «пилоте» по внедрению Единого государственного экзамена, я понимаю, что в сознании людей царил не столько страх, сколько настоящий ужас. Это было время, когда казалось, что привычная жизнь вдруг начала рушиться, и многие не знали, чего ожидать.
В последующие годы в обществе много обсуждали тему отмены Болонской системы, и, кажется, некоторые вузы прошли этот этап почти незаметно. Тем не менее, на самом деле изменения были ощутимыми. Нужно отметить, что уход от бакалавриата не ослабил основ таких образовательных уровней как высшее.
Для некоторых специальностей, таких как медицина, физика или же математическая аналитика, бакалавриат изначально длился дольше четырёх лет, и поэтому тут ничего нового не произошло. Однако для других направлений всё же потребовалась адаптация образовательных программ. Действительно, перегрузка с перестройкой учебного процесса была ощутимой для вузов, так как им пришлось пересматривать значительное количество учебно-методического материала.
Это, конечно, задача объемная и потребующая немалых затрат как временных, так и материальных, но, по сути, решаемая.
Теперь, что касается школьной системы — здесь ситуация выглядит совершенно иначе. Все аспекты учебного процесса связаны с ЕГЭ. От федеральных стандартов до критериев, которые регламентируют написание сочинений — все эти элементы основаны на едином экзамене.
Поэтому, если говорить о возможных реформах, то стоит обращать внимание на правила и критерии, задания и общий регламент. Многочисленные мнения подтверждают, что регламент, действующий для ЕГЭ и ОГЭ, излишне строг, и тестовые форматы не всегда способствуют проявлению свободного мышления у учащихся, ведь всё кажется слишком зарегулированным.
Это и заставляет задуматься о переменах в системе. Лично я считаю, что разумнее было бы отменить ОГЭ, так как цель этого экзамена не совсем ясна в современных условиях.
Если же всё-таки решит оставить этот экзамен в системе, то стоит минимизировать его влияние на поступление, отменив средний балл по диплому и сделав ОГЭ основным критерием для входа в техникумы, колледжи и училища. Это могло бы помочь изменить акценты в образовательной системе и сделать процесс более адаптивным к реальным потребностям современного общества.