В России дети проводят около 300 часов своей жизни, изучая обществознание в школе. Это означает, что они проходят 300 уроков по этому предмету. 300 уроков кажутся довольно большим количеством времени, которое можно потратить на изучение одного предмета.
Однако многие выпускники 11-го класса, задавшись вопросом о том, что они запомнили из курса обществознания, могут сформулировать свои выводы в одном коротком ответе. В большинстве случаев обществознание выбирается для сдачи ОГЭ или ЕГЭ из-за того, что считается одним из более простых предметов. Этот факт может нивелировать значение самого понятия образования и его соответствие истинному образу.
Мне нравится видеть, когда образование воспринимается как передача от учителя к ученику радости от познания мира. Идеальным вариантом является учитель, который глубоко понимает и любит свой предмет, что способствует заразительному влиянию на учеников и помогает им познавать мир через различные дисциплины.
Хотя достижение такого идеала всегда остается далеко за рамками реальности, при некоторых дисциплинах это все же возможно. Однако в случае с обществознанием эта задача кажется практически невыполнимой. Поэтому мое предложение состоит в том, чтобы обсудить возможность замены обществознания на курс философии в школьной программе. Предлагаю вместо обществознания ввести корпус философских дисциплин, начиная с логики с риторикой в младших классах и заканчивая философией в старших классах.
Есть несколько соображений по поводу того, почему философия может быть более предпочтительным предметом, чем обществознание. В настоящее время актуальны разговоры о необходимости формирования цельной личности.
Человек способен осмысливать реальность и ценить ценность этого навыка при условии наличия целостности мышления, глубокой проницательности и стремления к познанию мира. Это отличительные черты личности, которые делают человека уникальным.
Однако в современном мире часто придается большое значение идеям либерализма, согласно которым образовательные учреждения должны формировать специалистов, готовых к трудовой деятельности. Но реальность, особенно в контексте современной России, показывает, что успешность и эффективность космополитов - это не всегда залог глубокого понимания и осмысления мира.
Люди, способные к цельному мироощущению, которое включает в себя не только профессиональное развитие, но и чувство принадлежности к Родине, личную ответственность и истинную свободу, играют особенно важную роль в создании гармоничного общества. Философия здесь выступает не просто как набор теорий, а как стремление к мудрости и глубокому пониманию мира.
Мысль о мировом контексте и осмыслении цивилизаций приобретает особую актуальность - развитие смыслов становится ключевым элементом, вокруг которого строятся различные области деятельности - от науки и технологий до искусства и экономики. В наше время все эти сферы требуют вклада философов для устойчивого и гармоничного развития.
Философы, согласно «Делезу» и «Гваттари», занимаются искусством создания и изобретения новых концепций, что делает философию незаменимым инструментом для понимания сложных проблем и вызовов современного мира.
Концепт - это основной смысл, который формируется в уме человека и образует устойчивую структуру понимания окружающего мира.
В современном российском контексте наблюдается тенденция к признанию важности национального суверенитета. Политический, управленческий, экономический и военный суверенитет становятся все более актуальными и постепенно превращаются в реальность. Однако ключевым элементом истинного суверенитета является «суверенность мышления», то есть гуманитарный суверенитет.
В настоящее время наши ценностные ориентиры часто определяются западными стандартами и моделями, что приводит к потере собственной суверенной идентичности. Важнейшей задачей на ближайшее будущее является создание национальной гуманитарной повестки, основанной на собственных ценностях и представлениях о мире.
Пересмотр текущего гуманитарного дискурса и возвращение к русской традиции мышления поможет стране обрести семиотический суверенитет.
Философия, как профессия, станет востребованной, так как будет способствовать формированию новой социальной идентичности на основе национальных ценностей и культурных традиций.
Понимание и принятие нового значения профессии является ключевым вопросом развития общества. Сегодня программисты и дизайнеры пользуются большим спросом на рынке труда, но стоит задуматься о роли философов как профессионалов будущего. Именно философы способны придать смысл и ценность своей работе и транслировать это в общественное пространство. Герман Греф иллюстрирует пример успешного сочетания философских и бизнес-навыков.
Важность философии в современном мире видна и в маркетинге, где понимание философских концепций помогает эффективно воздействовать на аудиторию. Чиновники, родители и дети откликаются на понятие «философия» с интересом и уважением. Философия как предмет изучения присутствует в образовательной программе различных учебных заведений, давая возможность понять мир и себя лучше.
Для родителей слово «философия» звучит внушительно, оно ассоциируется с глубоким знанием и размышлениями, в то время как «обществознание» может казаться менее значимым. Детям легче объяснить важность философии, ведь она связана с историей крупных мыслителей прошлого, которые вдохновляли своими идеями и трудами.
Возвращение философии в школьные программы позволит сделать уроки более содержательными и пробудить у учеников интерес к самопознанию и философскому мышлению. Обучение философии представляет собой не пустую трату времени, а вложение в развитие аналитического мышления и критического мышления учащихся. Все это говорит о необходимости восприятия философии как ключевого элемента образования и культуры, способного преобразить наше общество в более осознанное и гармоничное.