Более половины выпускников вузов в США работают на позициях, где их диплом не приносит никакой пользы. Новейшие исследования показывают, насколько важно для недавних студентов найти «правильную» работу и как это влияет на их карьеру.
Сегодня люди все чаще задаются вопросом о ценности высшего образования, так как стоимость четырехлетнего обучения стремительно растет, но работодатели начинают учитывать и другие факторы при отборе кандидатов. Эти проблемы становятся частью актуальной политической повестки.
По данным Gallup, лишь 36% американцев были уверены в ценности высшего образования в 2023 году (в 2015 году таких было 57%). Новая статистика не предвещает улучшений.
Согласно исследованию Strada Institute for the Future of Work и Burning Glass Institute за 2023 год, около 52% выпускников через год после окончания учебы работают на позициях, где их полное образование не используется или вовсе не требуется. В долгосрочной перспективе это число возрастает, так как 73% из этих выпускников и спустя 10 лет остаются на таких же должностях, где их диплом не имеет значения.
«Это системная проблема, требующая долгосрочных усилий для изменения структуры связанных институтов», — отмечает Эндрю Хэнсон, старший исследователь Strada и один из авторов отчета, основанного на анализе вакансий, данных Lightcast и статистики труда США, образовательных учреждений и переписи населения.
Проведенное Strada и Burning Glass исследование показало, что 43% выпускников, получивших свою первую работу после учебы, оказались «недорабатывающими».
Несмотря на то, что это исследование не может быть прямо сравнено с аналогичным исследованием проведенным шесть лет назад из-за различий в выборке и источниках, Хэнсон утверждает, что уровень выпускников, занимающих неквалифицированные позиции, остается стабильно высоким и даже превышает ожидания.
Вопреки широко обсуждаемой концепции «найма на основе навыков», которая привела к тому, что многие работодатели, включая Walmart и IBM, пришли к выводу, что не для всех вакансий требуются высококвалифицированные сотрудники, некоторые все еще отдают предпочтение кандидатам с академическими степенями.
И хотя научные степени продолжают играть важную роль при найме, выпускники по-прежнему не всегда оправдывают возложенные на них надежды.
Это происходит потому, что многие из них выбирают специальности с неясными перспективами карьерного роста, а университеты порой недостаточно подготавливают их к требованиям современного рынка труда, утверждают авторы исследования.
Информация, полученная в результате исследования, показывает, что две основные причины, влияющие на то, столкнется ли выпускник с позицией, не отвечающей его квалификации, - это выбор специальности и опыт стажировки в соответствующей области во время учебы в университете.
Хэнсон считает это положительным аспектом, поскольку мы можем влиять на эти факторы.
Он утверждает, что улучшение программы практического обучения и делового обучения на рабочем месте может увеличить доступность для всех студентов.
Согласно его мнению, студенты, которые проходили стажировку во время учебы, в 49% случаев реже оказываются на позициях, где их диплом не приносит пользы.
Карло Салерно, управляющий директор Burning Glass Institute, и совместный автор исследования, отмечает, что стажировки помогают выпускникам не только устроиться на работу, но и получить её в областях, которые им интересны. По его словам, эффект стажировок оказывается настолько значительным, что даже превосходит интуитивные ожидания.
Исследование также подчеркивает, что студенты, углубляющиеся в изучение количественных дисциплин, таких как математика, инженерия и информатика, имеют самые низкие показатели «недоработок» — менее 37% по каждой из них. Напротив, выпускники, специализирующиеся в областях общественной безопасности, маркетинга и туризма, оказались наименее успешными в трудоустройстве — 57% и выше.
Эффективность трудоустройства влияет не только на самооценку, но и на уровень доходов: сотрудники, занимающие позиции, требующие высшего образования, зарабатывают в среднем на 33% больше, чем их коллеги, занимающие менее квалифицированные должности. Лица с только школьным аттестатом зарабатывают на 88% меньше тех, кто работает в соответствии со своей высшей степенью образования. Они уступают также на 25% выпускникам с высшим образованием, но без возможности применить его на работе.
Согласно совету Хэнсона, желающим поступить в учебное заведение на выбранную специальность, несмотря на низкие карьерные перспективы, следует искать альтернативные пути, например, приобретение сертификатов или участие в краткосрочных образовательных программах — это поможет освоить востребованные навыки и обогатить резюме.
Сегодня в мире, где данные играют важную роль, умение работать с ними будет оставаться актуальным. Однако, для большинства молодых людей от 18 до 22 лет выбор профессии скорее зависит от их увлечений и желаемой сферы деятельности, чем от требуемых специалистов и вакансий на рынке труда, говорит Салерно.
Он добавляет, что люди в основном решают, в чем работать, исходя из более сложных критериев, нежели простые экономические потребности государства. Это указывает на важность стимулирования талантливых молодых людей применять свои способности в сферах, которые им представляются интересными и значимыми, для достижения как личного профессионального успеха, так и общественного процветания.