Применение технологий искусственного интеллекта в сфере онлайн-образования, человекоцентричном обучении и мотивации к развитию на протяжении жизни обсудила в интервью для «Газеты.ру» Наталья Журавлева, Директор Центра индустрии образования в Сбере.
Сегодня область применения искусственного интеллекта охватывает широкий спектр возможностей. Она включает в себя технологии персонализированного и адаптивного обучения, анализ поведения всех участников образовательного процесса, поддержку повышения уровня доступности и инклюзивности образовательной среды.
Благодаря развитию цифровых технологий образование становится более наукоемким и ориентированным на потребности человека. Сегодня четко просматривается тенденция: чтобы оставаться востребованным специалистом в своей области, необходимо постоянно обновлять свои знания и навыки.
Генеративный искусственный интеллект позволяет генерировать текстовый и визуальный контент, проводить мгновенный перевод текста между разными языками. Высшие учебные заведения широко используют процедуру дистанционного контроля при проведении экзаменов (например, прокторинг), что делает высшее образование более доступным для людей с ограниченными возможностями или проживающих в отдаленных районах.
Также в образовании активно применяется концепция геймификации на основе алгоритмов искусственного интеллекта, чтобы создавать персонализированные увлекательные задания для обучения, а также предлагается использование микро- и нанообучения с применением искусственного интеллекта, где система автоматически дробит сложные темы на более короткие обучающие модули, представляемые в удобном и запоминающемся формате.
Применение искусственного интеллекта в образовании позволяет создавать уникальный обучающий опыт для каждого участника образовательного процесса.
При обсуждении обучающихся важно выявлять, какие задания выполняются легко, а какие вызывают затруднения, чтобы помочь раскрыть их таланты и развить необходимые навыки.
Цифровые технологии могут значительно облегчить жизнь преподавателям. Учителя могут быстрее проверять работы с помощью автоматической проверки тестов, выявлять проблемные темы каждого студента и сосредотачиваться на них.
Одним из новых решений, активно развиваемых для преподавательского сообщества, является «Ассистент преподавателя». Этот искусственный интеллект способен автоматически переводить аудиозапись урока в текст, анализировать и предоставлять детальные отчеты урока в виде различных характеристик: распределение времени на уроке, приемы общения, скорость речи преподавателя и многое другое.
На основе этих данных преподаватель может провести рефлексию, получить обратную связь по методическим приемам и сделать будущие занятия более эффективными.
Кроме того, ИИ-сервис может помочь преподавателям анализировать свою практику ведения урока с лучшими практиками успешных преподавателей и выявлять методы для повышения устойчивой академической успеваемости студентов.
В настоящее время ведется научно-исследовательская работа совместно с СПбГУ, а также запланированы исследования с научными и технологическими центрами в России.
Этот проект может быть весьма полезен педагогическим вузам для обновления содержания программ и форм обучения, переподготовки и повышения квалификации.
«СберОбразование» создает новые возможности для каждого человека выявить и максимально реализовать свой потенциал в быстро меняющемся мире.
Мы внимательно отслеживаем тенденции в индустрии и стремимся к разработке решений с использованием персонализированных образовательных траекторий, чтобы помочь обучающимся ориентироваться во всем многообразии предложений. Наша основная задача - отвечать на запросы пользователей. Мы обладаем значительным опытом создания онлайн программ для различных потребностей бизнеса, используя персонализированные методологии обучения.
На платформе «Edutoria», которая предназначена для профессионального обучения и карьерного развития, мы активно сотрудничаем с университетами-партнерами, чтобы обеспечить доступ к образованию в любой точке страны. В учебном году 2023-2024 мы запустили 6 онлайн магистерских программ по востребованным направлениям подготовки.
В следующем учебном году продолжится партнерство между платформой «Edutoria» и Национальным исследовательским технологическим университетом МИСИС, и будет запущена программа «Индустриальные квантовые технологии». Эта программа является уникальной и обеспечивает подготовку специалистов как в области квантовой инженерии, так и в области квантовых вычислений, позволяя создавать сложные практические решения. Студенты изучают оба направления в течение первого года, после чего выбирают специализацию для более глубокого изучения - инженерию или программирование. Это сотрудничество поможет создать уникальное обучающее окружение для подготовки специалистов, способных разрабатывать и внедрять технологии, изменяющие рынки и бизнес-модели.
Кроме того, мы запустили сервис профориентации для подростков, где опытные специалисты анализируют и выявляют таланты и склонности, чтобы предложить правильный образовательный путь и подходящее учебное заведение.
Генеративный искусственный интеллект открывает новые возможности и инструменты, которые помогают автоматизировать рутинные процессы. Не только школьники и студенты, но и все желающие в свободное время могут получить оперативную поддержку через автоматизированные системы репетитор-ботов.
Для расширения применения и дальнего развития наших решений мы на этом году подписали соглашения с Московским городским педагогическим вузом и Ямало-Ненецким автономным округом на Московском международном салоне образования. Целью этих соглашений является помощь вузу и региону в развитии и внедрении цифровых технологий в образовательные программы с применением AI.
Один из методических трендов в современном образовании - взаимопроникновение учебных сред. Это означает, что обучение должно включать в себя и онлайн, и офлайн-пространство. Основное преимущество такого подхода в обучении - доступность учебных материалов с любого устройства и возможность выполнения заданий в удобное время. Онлайн-программы могут адаптироваться под разные типы восприятия: для визуальных, аудиальных и кинестетических типов обучающихся. Офлайн среда, в свою очередь, способствует созданию эффективной обучающей среды и работы над совместными проектами.
Мы развиваем флагманский образовательный проект Сбера - «Школу 21», где используется методика «равный ровному». Это подход стимулирует коллективное обучение и работу в команде. Сочетание проблемно-ориентированного обучения позволяет активно развивать критическое мышление.
В этом году Сбер и «Школа 21» запустили всероссийский конкурс «Цифровой марафон», в котором могут принять участие жители страны старше 18 лет.
В рамках соревнования участники проверяют свои цифровые навыки, соревнуются за призы и получают рекомендации по развитию. Конкурс основан на опыте оценки навыков ИТ-специалистов и формата обучения, используемых в проекте «Школа 21».
Соревнование уже началось и будет продолжаться до конца июля 2024 года, в нем принимают участие более 40 тыс. человек со всей страны. Программа включает в себя онлайн-игру, тестирование, цифровой диктант и финал в Москве.
Перед вторым этапом каждый участник определяет свой уровень цифровых навыков и знаний — «Новичок», «Исследователь» или «Эксперт» — и соревнуется с аналогичными участниками. Уровень определяет сложность заданий и призы.
Для новичков вопросы требуют знаний о принципах IT, но не программирования. Исследователи должны показать базовые знания программирования и понимание искусственного интеллекта. Задания для экспертов ориентированы на выпускников вузов, программистов, системных архитекторов и руководителей цифровых отделов.
Образование стало своеобразным фитнесом для ума, многие постоянно стремятся развивать свои когнитивные и профессиональные навыки.
Важно создавать среду, в которой студенты вдохновляют друг друга на приобретение новых знаний и умений. Эффективность обучения повышается при использовании методики «равный равному», основанной на принципе, что обучение происходит лучше, когда информация передается различными людьми, находящимися в одном образовательном контексте.
Персонализация образовательного пути с учетом личных целей, интересов, опыта и темпа обучения также играет важную роль. Разработка конкретных личных целей позволяет сосредоточиться на шагах, необходимых для достижения образовательных результатов, и понять, когда необходимо изменить свой курс.
Независимо от возраста каждый может и должен развивать привычку к обучению.