На недавнем совещании Совета при президенте по вопросам демографической и семейной политики Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации, выступила с предложением сократить количество студентов из регионов, поступающих в вузы столицы.
Она акцентировала внимание на необходимости развивать региональные высшие учебные заведения, что позволит выпускникам оставаться на родине, а не переезжать в крупные города. «Где родился – там и пригодился», – отметила Матвиенко, призывая к действию в течение ближайших пяти лет.

По ее мнению, молодежь стала пренебрегать родными регионами, что негативно сказывается на их профессиональной реализации, особенно когда выпускники трудоустраиваются на должности, не требующие высшего образования.
Матвиенко подчеркнула важность подготовки специалистов именно по тем направлениям, которые востребованы на местах. Она также отметила, что с развитием образовательной инфраструктуры в регионах, молодежь будет стремиться оставаться там, что обеспечит лучшие условия для жизни и воспитания детей.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал сокращение приема студентов из регионов, отметив, что подобные меры обсуждаются в Минобрнауки.
Он подчеркнул, что перепроизводство и подготовка специалистов по востребованным профессиям являются критически важными для экономического развития, и это нужно предотвращать.
Однако, по словам Владислава Пономаренко, начальника Управления информации Совета Федерации, заявления спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко не должны интерпретироваться как инициатива по ограничению прав абитуриентов из регионов.
По его словам, Матвиенко обращала внимание на проблемы, связанные с избыточной подготовкой специалистов в крупных городах на платной основе.
Глава конституционного комитета СФ Андрей Клишас также в своем Telegram-канале выделил, что речь на совещании касалась оценки эффективности системы приема в вузы, а не ограничения прав абитуриентов.
В феврале министр образования Валерий Фальков предложил ориентировать платный прием в вузы на выполнение государственных задач.
Суммируя, обсуждения о сокращении приема региональных абитуриентов затрагивают более широкие вопросы подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда.
Министр образования сообщил, что более трети кредитов направляются на обучение экономистов и юристов, однако это не соответствует актуальным потребностям рынка труда.
С 2024 года планируется постепенно изменить перечень вступительных испытаний в вузы, а к 2026 году произвести радикальные корректировки. Важным шагом станет установление квоты в 70% бюджетных мест для абитуриентов, которые смогут поступать без экзаменов, а также сокращение числа олимпиад, предоставляющих такую возможность.
Эксперты единогласно согласны, что в России необходимо прекратить выпуск студентов, не имеющих спроса на рынке. Тем не менее, важно, чтобы абитуриенты со всех уголков страны имели доступ к лучшим вузам. Проблема нехватки определенных специалистов на рынке труда становится все более актуальной.
Валерия Касамара, бывший проректор НИУ ВШЭ, подчеркивает, что в условиях изменений на рынке труда, вызванных технологическими и экономическими факторами, невозможно заранее определить, какие кадры будут в дефиците. Она считает необходимым налаживание постоянного диалога между работодателями и образовательными учреждениями.
Кроме того, Касамара акцентирует внимание на том, что работодатели часто не могут точно прогнозировать, какие профессии станут востребованными. Инновации и новые технологии способны создать спрос на такие специальности, которые пока не предусмотрены в учебных планах, и обучение этим направлениям необходимо начинать уже сейчас. Такой подход поможет сформировать рынок труда, соответствующий современным требованиям.
Сокращать прием в ведущие вузы нецелесообразно; необходимо ориентироваться на потребности работодателей и развивать межотраслевое взаимодействие. Спикер отметила, что государство финансирует подготовку специалистов, необходимых экономике. Важно, чтобы студенты, выбирая специальности, имели возможность трудоустроиться по окончании обучения, особенно если получали образование на бюджетной основе.
Что касается коммерческих мест, то здесь действуют рыночные принципы: семьи, способные оплатить обучение, не должны сталкиваться с лишними ограничениями.
Дмитрий Журавлев, гендиректор Института региональных проблем, подчеркивает важность связи между образовательным и трудовым рынками. По его словам, массовое производство выпускников без соответствующих вакансий ведет к безработице. Даже несмотря на платное образование, это все равно влечет за собой расходы государственного бюджета и истощение ресурсов преподавателей, которых и так не хватает.
В настоящее время в России рынок труда не является полностью рыночным, так как многие работодатели ожидают, что квалифицированные кадры будут доступны без затрат. Политолог Павел Данилин, в свою очередь, поддерживает мнения о целевом наборе в вузы, указывая на то, что многие выпускники в столице не находят применения своим знаниям и навыкам.
Обсуждение о целевом наборе студентов не подразумевает полного отказа от приема абитуриентов из других регионов, а наоборот, подчеркивает важность адаптации учебной системы к потребностям государства и бизнеса. Спикер Журавлев акцентирует внимание на том, что студенты стремятся учиться в таких центрах, как Москва, Санкт-Петербург и Казань, где сосредоточены ведущие научные школы. Логично было бы не лишать иногородних студентов возможности получать образование в престижных вузах, которые долгое время развивались и укрепляли свои позиции на образовательном пространстве страны.
Журавлев, будучи выпускником МГУ, делится своим опытом и гордостью за полученные знания. Он подчеркивает, что привлечение ведущих специалистов для преподавания в регионах могло бы повысить привлекательность местных вузов, так как общение с высококвалифицированными преподавателями в онлайн-формате приносит ощутимую пользу студентам.
Интересно, что в прошлом году количество абитуриентов, поступивших в вузы Дальневосточного федерального округа, возросло на 50% благодаря реализации программы «Приоритет–2030. Дальний Восток», что показало положительные результаты взаимодействия учебных заведений с федеральными инвестициями. Однако, несмотря на активные меры по закреплению молодежи в регионах, важно помнить, что вынуждение студентов оставаться только в своем регионе путем ограничения выбора может негативно отразиться как на их мотивации, так и на престиже образования.
Предоставление студентам гибкости в выборе учебного заведения, включая возможность выбрать столичные вузы, способствует конкурентоспособности на рынке труда. У эксперта есть опасения, что если система образования будет устанавливать жесткие рамки, это может вызвать недовольство у студентов и снизить интерес к учебе. Итак, принятие разумных мер для поддержки и развития школ в регионах не должно идти в ущерб возможностям для студентов, поскольку в конечном счете, важно обеспечить их возможность максимального роста и достижения в карьере.