Обсуждение стратегии развития образования в России

Фев 19, 2025 / 14:00

На прошлой неделе в Госдуме прошел «правительственный час» с участием вице-премьера Дмитрия Чернышенко и министров Валерия Фалькова и Сергея Кравцова, который был посвящен разработке Стратегии развития образования в России.

В ходе обсуждения акцент был сделан на острые проблемы, с которыми сталкивается система образования, включая нехватку учителей-предметников в школах. Более 33% родителей отметили дефицит преподавателей математики.

Обсуждение стратегии развития образования в России

В связи с этим в ноябре прошлого года был утвержден комплексный план, направленный на повышение качества математического и естественно-научного образования до 2030 года, и правительство будет мониторить результаты его реализации.

Для восполнения нехватки учителей, особенно в сельских районах, педагогам предлагают пройти курсы переподготовки, позволяющие вести несколько предметов. Однако нередки случаи, когда учителя, например, физкульурники, начинают преподавать математику или физику без должной подготовки, полагаясь на сомнительные сертификаты курсов повышения квалификации.

В ходе «правительственного часа» было решено поручить министерству просвещения проработать вопрос переподготовки учителей исключительно на базе государственных вузов и аккредитованных региональных институтов повышения квалификации.

Также «Единая Россия» подняла вопрос перегрузки учеников домашними заданиями. Мы рекомендовали министерству образования совместно с Российской академией образования обратить внимание на балансировку нагрузки на учеников и учесть этот аспект в дальнейшем при разработке стратегии.

Вопрос увеличения доли школьных педагогов старше 55 лет стал актуальным в свете текущей ситуации в образовательной сфере. В настоящее время почти 45% учителей составляют специалисты старше указанного возраста, в то время как количество молодых преподавателей до 35 лет всего 23%. За последние пять лет помимо этого, увеличение числа преподавателей до 25 лет составляет лишь 1,5%. Это подчеркивает необходимость повышения притока молодых специалистов в школьное образование.

Для решения этой проблемы важно снизить бюрократическую нагрузку на учителей, уменьшить количество учащихся в классах, повысить зарплаты и обеспечить служебным жильем. Уже с 1 марта вступает в силу федеральный закон, который значительно упростит отчётность педагогов, сокращая количество документов с 48 до 5.

В этом году также по поручению президента будет запущена пилотная программа по новой модели оплаты труда в бюджетных организациях, включая образовательные учреждения. Параллельно необходимо разрабатывать систему вознаграждения для учителей за достижения их учеников, аналогичную системе поощрений для спортивных тренеров.

На обсуждении правительственного часа также поднимался вопрос роли цифровизации в учебном процессе. Подчёркивается, что технологии и искусственный интеллект должны служить вспомогательными средствами, освобождая время педагогам для более активного наставничества и воспитания. Стратегия развития образования будет дополнена пунктами, касающимися внедрения данных технологий.

Кроме этого, министерству образования было поручено включить мероприятия по поддержке учебно-производственных комплексов в колледжах, которые готовят кадры для ключевых профессий региональной экономики. Работа над стратегией образования продолжится, запланированы дальнейшие обсуждения, в том числе на тему кадрового обеспечения образовательных и медицинских учреждений.

По материалам: rg.ru