Обсуждение реформы ЕГЭ и необходимость интегральной оценки знаний

Янв 13, 2025 / 21:01

В Государственной думе снова начали обсуждение темы ЕГЭ, поднимая вопрос о необходимости его реформы.

Некоторые депутаты предлагают создать новый формат экзамена, который сочетал бы лучшие элементы оценивания знаний из советской системы и актуальные практики ЕГЭ, а также добавил бы нечто новое.

Обсуждение реформы ЕГЭ и необходимость интегральной оценки знаний

На последнем совете с участием президента обсуждалась и интегральная оценка знаний.

Критики госэкзаменов продолжают указывать на недостатки системы, особенно на старые проблемы, такие как запутанные задания, которые, по их словам, уже несколько лет отсутствуют на экзаменах.

Они также отмечают, что ученики сдают только 3–4 предмета, однако как проверять знания по остальным, остается открытым вопросом.

К общим недостаткам ЕГЭ добавляются новые претензии: необходимость комплексного подхода для многосторонней оценки знаний.

На недавнем заседании Совета по правам человека президенту сообщили, что дети недостаточно осведомлены в некоторых предметах, таких как литература и география.

Путин подчеркнул важность этих дисциплин для формирования культурного кода и поручил работающим в образовании проработать систему интегральной оценки школьных знаний.

Однако эксперты признают, что комплексная оценка всех знаний учеников — это сложная задача, и согласны с критикой, исходящей от большинства недоброжелателей госэкзамена, что система требует доработки.

Ольга Васильева, экс-министр образования России, поддерживает идею интегральной оценки итогов обучения, утверждая, что успех школьника должен оцениваться по всем предметам, а не только по тем, которые он выбрал для ЕГЭ.

Она отмечает, что система ЕГЭ позволяет абитуриенту подавать заявления в пять вузов одновременно.

Евгений Серов, эксперт в образовании, считает, что отмена ЕГЭ нецелесообразна, ведь система была развита и оптимизирована за 25 лет.

По его мнению, в систему можно добавить дополнительные практические и устные задания, хотя это потребует значительных затрат.

Серов также подчеркивает, что внедрение интегральной оценки приветствуется, поскольку не требует кардинальных изменений, а предлагает новое направление для развития.

Однако он против гибридизации существующей системы и отмечает, что новый порядок поступления уже закреплен нормативно.

Возможна идея добавления шкалы индивидуальных достижений, но полная переработка условий представляется лишней.

Другие эксперты также выражают сомнения относительно сочетания интегральной оценки с ЕГЭ, указывая на несоответствия, такие как средняя оценка по аттестату, которая может снизить равные возможности, предлагаемые ЕГЭ.

Аттестат учебного заведения можно получить различными способами, однако важность итогов ЕГЭ сложно переоценить. Для этого существует строгая система контроля и надзора.

Важно рассмотреть, насколько индивидуальные достижения выпускника должны оказывать влияние на поступление, особенно когда речь идет об оценках за ГТО, общественную деятельность и поведение.

Вопрос о привилегиях для олимпиадников и о том, как новые критерии будут интегрированы в систему квот и целевого поступления, остается открытым.

В школах постепенно ведется работа по улучшению системы портфолио, подчеркивает преподаватель русского языка и литературы. Оценки, бесспорно, должны играть свою роль в процессе поступления.

Напоминаем о существовании золотых и серебряных медалей, которые предоставляют дополнительные баллы к ЕГЭ.

На международной арене существуют различные подходы к оценке студентов: в некоторых странах система основана исключительно на тестах, в других — на интегральной оценке, где суммируются баллы ЕГЭ и средний балл аттестата.

Учитываются также такие аспекты, как участие в проектной деятельности, спортивные достижения, лидерские качества и волонтерская деятельность. В Японии даже отмечается освоение ремесел.

Ранее зампред правительства Дмитрий Чернышенко заявил о планах по обсуждению интегральных оценок для будущей стратегии развития образования на 2036-2040 годы.

Среди ключевых фигур, работающих над этой стратегией, выступает помощник президента Андрей Фурсенко, ранее занимавший пост министра образования РФ, который и внедрил систему ЕГЭ.

Министры образования России, Сергей Кравцов и Валерий Фальков, инициируют пересмотр итоговой аттестации школьников.

Под их руководством 650 экспертов, включая ученых, педагогов и активистов, трудятся в 14 рабочих группах.

Указано, что использование ЕГЭ единственным критерием аттестации выпускников является ошибочным.

Стандартный подход не отражает реального уровня подготовки, так как ограничивает проверку знаний только по предметам, выбранным учащимися.

Школа должна готовить не только к поступлению в вуз, но и к жизни, что требует развития критического мышления, навыков командной работы и решения сложных задач.

Поэтому необходима интегральная оценка знаний.

Она должна учитывать успеваемость по всем предметам, участие в олимпиадах и творческих проектах, а также социальную активность.

Если ЕГЭ оставят, его следует использовать как вступительный экзамен в университеты, дополненный новой комплексной системой оценки.

Это позволит получить более полное представление о подготовке выпускников и объективно оценить их успехи.

В результате выпускники получат дипломы, которые будут отражать их реальные достижения и способствовать подготовке конкурентоспособных специалистов, готовых отвечать на вызовы современного мира.

По материалам: www.mk.ru