Обсуждение подходов к инклюзии детей с ограниченными возможностями

Июл 2, 2025 / 13:16

Директор Института коррекционной педагогики (ИКП) Татьяна Соловьева прокомментировала критику НКО по поводу доклада на международной конференции «Инклюзия XXI», в котором она предложила исследовать западные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями через призму духовно-нравственных ценностей.

Соловьева подчеркнула, что ИКП не против инклюзивного образования и не планирует ограничивать право родителей выбирать образовательные учреждения для своих детей.

Обсуждение подходов к инклюзии детей с ограниченными возможностями

Общественные организации, поддерживающие семьи с детьми-инвалидами, выразили недовольство предложениями ИКП и запустили петицию, утверждая, что эти меры могут снизить уровень инклюзии и вернуть к сегрегационным практикам. Они опасаются, что такие изменения ослабят родительский контроль над образовательными choices для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выступая на конференции, Соловьева представила идеи, которые, по ее мнению, могут улучшить образование таких детей. В ответ на опасения общественных организаций она отметила, что цель института — не отмена инклюзии, а улучшение образовательного процесса и создание условий для полноценного участия всех детей в обществе.

В феврале нынешнего года ИКП вместе с представителями правительства и уполномоченным по правам ребенка получили указание от президента Владимира Путина провести детальный анализ системы образования для детей с ограниченными возможностями и представить рекомендации по её совершенствованию.

В своем докладе Соловьева сообщила о результате анализа открытых данных в сфере образования для детей с ограниченными возможностями, охватившего 46 регионов России.

Институт изучил статистику и нормативные акты, а также собрал обратную связь от регионов о существующих проблемах и предложениях.

Выделенные проблемы включают рост числа родительских организаций на фоне снижения численности экспертов, развитие коммерческого сектора в коррекционной педагогике при кадровом дефиците в государственных учреждениях, а также акцент на инклюзивность, игнорируя ресурсы регионов и особенности детей с особыми потребностями, включая расстройства аутистического спектра и множественные нарушения развития.

Соловьева предложила меры для улучшения ситуации, включая обязательную оценку иностранных методик российскими экспертами, что в настоящее время отсутствует.

Также было предложено ограничить влияние НКО на образовательный процесс без согласования с государственными структурами, чтобы обеспечить соблюдение образовательных стандартов.

Она подчеркнула, что все образовательные программы и методики, особенно разработанные НКО и коммерческими организациями, должны проходить профессиональную экспертизу и государственную аккредитацию.

По мнению Института кадровой политики (ИКП), необходимо исключить применение сомнительных методов в образовании. Соловьева подчеркивает важность уточнения понятия инклюзивного образования, предлагая «гибкий подход», учитывающий возможности регионов и индивидуальные особенности детей.

Также в докладе отмечается необходимость признания ценности специального образования наряду с инклюзией. Соловьева обращает внимание на то, что в законе об образовании не указано, что инклюзия подразумевает исключительно совместное обучение. Основное внимание должно быть уделено доступности и качеству образования вне зависимости от формы обучения.

Вопросы обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) тоже требуют особого внимания. В докладе предлагается создание образовательных комплексов, которые будут сочетать в себе обучение, реабилитацию и социальную адаптацию. Эти комплексы должны включать постшкольный этап, направленный на индивидуальную подготовку к самостоятельной жизни и дальнейшему обучению, а также трудоустройству с помощью квалифицированных специалистов.

Однако общественные организации и фонды выразили свои претензии к предложенным мерам, адресуя петицию премьер-министру Михаилу Мишустину и другим высокопоставленным чиновникам, ответственным за реализацию поручения президента о всестороннем анализе системы образования для лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью.

Недавняя петиция, подписанная представителями различных организаций, включая Всероссийскую организацию родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) и Центр проблем аутизма, подняла тревожные вопросы относительно предложения, содержащегося в докладе Соловьевой. В документе обсуждается возможность ограничения прав родителей в выборе образовательных форм и учреждений для своих детей, передавая это решение в руки специалистов.

Участники петиции выразили опасения, что инициатива не только ущемляет права законных представителей, но и фактически запускает процесс возвращения к исключительно специальному образованию, сводя к минимуму альтернативы для родителей.

Подписанты также отметили, что такой подход создаёт угрозу внедрения механизмов, направляющих детей без возможности выбора в специальные учреждения. «Мы наблюдаем полную дискредитацию инклюзивного образования, которая игнорирует успешный опыт как на российском, так и на международном уровне, включая страны БРИКС», – указывают они.

По мнению организаций, предлагаемые изменения подвергают сомнению важные достижения гражданского общества и ставят под угрозу работу некоммерческих организаций (НКО), которые активно участвуют в развитии системы образования лиц с ограниченными возможностями.

Организации, подписавшие петицию, настоятельно призывают к проведению независимой экспертизы доклада ИКП, в которой должны участвовать эксперты и практики образования детей с ограниченными возможностями, а также родители и представители НКО.

Важной частью их инициативы является также предложение организовать открытые исследования, которые оценят эффективность различных образовательных моделей для детей с инвалидностью, с акцентом на их будущее после завершения обучения.

Кроме того, организации требуют разработки национальной стратегии инклюзивного образования, что подразумевает обязательное общественное обсуждение. Также отмечается необходимость обеспечения активного участия родительского сообщества в процессе принятия государственных решений в области образования детей с ограниченными возможностями. Все эти меры имеют целью защитить права детей и родителей, обеспечив более открытое и прозрачное взаимодействие всех заинтересованных сторон в процессе формирования образовательной политики.

Как сообщает РБК, председатель ВОРДИ Елена Клочко сообщила о том, что петиция, касающаяся инклюзивного образования, уже собрала около 12 тыс. подписей. Несмотря на это, организация пока не направила обращения к адресатам, указанным в петиции, но намерена сделать это после увеличения числа подписей.

Клочко выражает опасения по поводу информации, поступающей из Института коррекционной педагогики (ИКП), который является исполнителем поручений президента. Она отметила, что ранее президент акцентировал внимание на важности инклюзивного образования и разработке планов до 2030 года. Есть опасения, что однобокая информация от ИКП может изменить позицию государственной политики в этом вопросе не в лучшую сторону.

Также Клочко подчеркнула, что некоммерческие организации (НКО) применяют международные эффективные методики, которые отсутствуют в российских школах, и именно научные организации должны заниматься разработкой таких практик. С точки зрения главы Центра проблем аутизма Екатерины Мень, анализ ИКП не является всесторонним, так как игнорирует мнения семей с детьми с ограниченными возможностями.

По ее словам, анкеты, рассылаемые ИКП в регионы, были составлены некорректно и не соответствуют научным принципам, что также подчеркивает необходимость более тщательного подхода к данному вопросу.

Дискуссия о качестве анкетирования показывает, что в них отсутствует нейтральность: формулировки вопросов направляют респондентов к заранее заданным выводам.

Также в опросе нет вопросов, позволяющих сравнить работу инклюзивных и коррекционных образовательных моделей. Это аналогично изучению эффективности лекарства без данных о состоянии здоровья пациентов.

Кроме того, выборка из 46 регионов не является репрезентативной, что делает выводы недостоверными и затрудняет разработку эффективных предложений для улучшения системы образования для детей с ограниченными возможностями.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу в сентябре 2013 года, подтвердил право детей с ОВЗ на обучение в общеобразовательных школах, однако реальная интеграция произошла только с 2016 года после утверждения новых образовательных стандартов Минпросвещения.

Глава ИКП Соловьева подчеркивает, что инициирующая петиция ссылается не столько на рабочий доклад, представленный в «Сириусе», сколько на материалы, полученные незаконно. Она отметила, что исследовательская позиция доклада была ошибочно интерпретирована его авторами.

Документ не обсуждался как стратегически важный, и представленный на конференции материал не является окончательной версией.

Глава ИКП, Соловьева, опровергла информацию о том, что институт предполагает ограничить права родителей в образовательном процессе их детей. Она подчеркнула, что без активного участия родителей невозможно обеспечить должное качество обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Соловьева отметила, что институт выступает за сохранение всех форм учебного процесса и не поддерживает идеи об отказе от инклюзии.

Кроме того, она уточнила, что петиция, о которой идет речь, упоминает только регулирование деятельности неправительственных организаций (НКО), работающих с детьми с ОВЗ. Если НКО применяют западные подходы в адаптивных образовательных программах, важно оценить их соответствие Конституции и отечественным стандартам. В стране должна существовать единая образовательная программа для всех детей, независимо от состояния их здоровья.

Соловьева акцентировала внимание на том, что основная цель института заключается в развитии инфраструктуры в регионах, чтобы детские сады и школы могли удовлетворять особые образовательные потребности. Выбор формы обучения должен оставаться правом всех родителей, независимо от особенностей их детей.

Лариса Фальковская, директор департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минпросвещения, заявила РБК о том, что на конференции рассматривались рабочие предложения ИКП, которые не были согласованы с министерством.

Она подчеркнула важность инклюзии как инструмента обучения детей с инвалидностью и необходимостью создания условий для их образования, что требует постоянного внимания и ресурсов.

Фальковская указала на необходимость предоставления родителям выбора образовательных форматов, учитывающих специфические потребности детей, а также расширения консультативной поддержки в процессе выбора и сопровождения ребенка.

В пресс-службе уполномоченного при президенте по правам ребенка Львовой-Беловой поддержали гибкость системы образования, чтобы обеспечить различный выбор образовательных траекторий в зависимости от обстоятельств.

Омбудсмен подчеркнула, что важно учитывать мнения как родителей, так и детей при разработке государственной политики в этой области.

По материалам: www.rbc.ru