В феврале 2025 года был принят закон, который исключает возможность полного дистанционного обучения для врачей и фармацевтов, с целью повышения качества медицинского образования.
Теперь высшие учебные заведения должны подтвердить наличие необходимой материально-технической базы, а подготовка будущих специалистов будет осуществляться по унифицированным программам.

Соавтор данного закона, Бадма Башанкаев, объяснил его необходимость тем, что качество подготовки медицинских кадров напрямую влияет на будущее здравоохранения.
За длительное время существовавшая система привела к значительным различиям в уровне образования студентов различных вузов.
Например, студентка столкнулась с тем, что у ее однокурсников в других университетах разница в обучении составила почти четыре месяца, что привело к потере года обучения при переводе.
Новый закон обяжет Минздрав России разработать единые типовые программы для всех медицинских вузов, что должно устранить такие несоответствия.
По словам Башанкаева, результаты этих нововведений станут заметны в скором времени, и они помогут улучшить общий уровень медицинского образования в стране.
Вопрос о запрете дистанционного обучения медицинских работников стал актуальным. Причиной появления этой поправки являются мнения экспертов, среди которых профессор Владимир Глабай, который подчеркивает, что хирурги и другие специалисты не могут стать профессионалами без практического опыта.
Обучение на основе теории, как в боксе для заочников, является недостаточным. Врач должен учиться не только теории, но и практическим навыкам, получая опыт при непосредственной работе с пациентами и в операционных.
Продолжение образования также занимает важное место в жизни врача, который всегда стремится повышать свою квалификацию. Ранее, до появления интернета, специалисты проходили курсы каждые пять лет, получая необходимые знания на практике.
Однако в настоящее время рынок постдипломного образования заполнен онлайн-курсами, которые предлагают обучение по самым различным направлениям, от парикмахерского искусства до сложной хирургии. Но многие из этих курсов не могут обеспечить необходимый уровень профессиональных знаний.
Поэтому в ходе доработки закона была введена поправка, предложенная Вячеславом Володиным. Она подразумевает, что для медиков дистанционное образование будет недоступно как единственный вариант.
Эффективность электронного обучения теперь бекрутится к образовательным стандартам и типовым программам. Это позволит определить, каким категориям специалистов, например, организациям здравоохранения, может быть позволено учиться дистанционно, например, для ознакомления с новыми законодательными изменениями.
Для эффективного обучения врачей, таких как педиатры, неонатологи, гинекологи, колопроктологи, онкологи и урологи, критически важна очная форма обучения. Эти специалисты должны иметь возможность задавать вопросы преподавателям, посещать операционные и получать практические навыки. Медицинское образование требует серьезных инвестиций со стороны учебных заведений, и, следовательно, ректоры стремятся открыть профильные факультеты для увеличения своей прибыли. Однако теперь им предстоит продемонстрировать соответствие стандартам подготовки медицинских кадров.
Учебные заведения, обучающие будущих врачей, должны располагать достаточным числом квалифицированных профессоров, клиническими базами и необходимым медицинским оборудованием. Выпускники не должны выходить на практику без полноценного обучения, которое включает практические занятия в анатомическом классе, обходы и работу на операционном столе. Мы должны гарантировать качество подготовки будущих медиков, которые будут заботиться о здоровье населения.
С 1 сентября 2027 года будет введена новая система медицинского образования, которая должна функционировать на должном уровне. Факультеты, не успевающие адаптироваться к новым требованиям, будут закрыты. Важный момент заключается в том, что, обращаясь к врачу, пациенты ожидают встретить человека, искренне желающего помогать другим. Однако иногда случается, что подростка принудительно направляют в медицинский вуз, и у него нет реального интереса к профессии. Нужно ли продолжать обучение таких студентов, если это может приводить к конфликтам и недостаточному пониманию своей роли в медицине? Несомненно, некоторые учебные заведения прекратят свое существование, но другие будут готовить квалифицированных специалистов.
На качество подготовки врачей влияет множество факторов, и это, в свою очередь, может сократить кадровый дефицит в стране. По информации Минздрава, реальная нехватка врачей в России снизилась с 35 тысяч до 23 тысяч благодаря увеличению целевого набора и социальной поддержке медиков. Одним из аспектов национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» является внимание к медицинским кадрам и необходимость улучшения условий для их подготовки. Мы должны продолжать эту работу, ведь каждый из нас может столкнуться с необходимостью обратиться за медицинской помощью, и важно, чтобы количество врачей было достаточным для удовлетворения потребностей населения.