Новые правила платного обучения в России с 2025 года

Фев 10, 2025 / 23:50

С начала 2025/2026 учебного года вступят в силу новые правила, ограничивающие неограниченный прием на платные формы обучения. Президент страны Аркадий Колыбалов подчеркнул необходимость разработать меры, направленные на улучшение качества платного образования, чтобы устранить «чрезмерный набор» по тем специальностям, которые не пользуются спросом на рынке труда.

Это поднимает важные вопросы о будущем частных вузов и о том, какие направления обучения не востребованы. В настоящее время в России функционирует 749 вузов и 540 их филиалов, из которых каждая третья организация является негосударственной. Кроме того, большинство государственных вузов также предлагают платные отделения, где количество студентов практически сопоставимо с числом бюджетников.

Новые правила платного обучения в России с 2025 года

Параллельно с растущим числом частных вузов за последние 10-15 лет возникли и так называемые псевдовузы, в основном ориентированные на выдачу дипломов без должного образовательного процесса. На пике такого бума количество таких учебных заведений превышало тысячу, что привело к масштабным проверкам со стороны Рособрнадзора в 2013-2018 годах, результатом которых стало закрытие многих учреждений.

Оставшиеся вузы стали более устойчивыми и конкурентоспособными, стараясь соответствовать требованиям квалификации. Сегодня частные образовательные учреждения стали более тщательно подходить к соблюдению стандартов и требованиям качества.

Это связано с изменениями в законодательстве, которые требуют от них более ответственного отношения к процессу обучения. Вопрос о том, как будут изменяться правила платного образования, требует внимательного анализа со стороны всех участников образовательного процесса.

В 2024 году платное образование получает новое признание, попав в топ-10 лучших вузов по качеству приема, согласно ежегодному мониторингу Высшей школы экономики, подготовленному с поддержкой Минобрнауки.

Среди лидеров оказались не только известные технические и классические университеты, такие как «МФТИ», «МИФИ» и «МГУ», но и новые участники, в частности, «Иннополис» и «Центральный университет Москвы».

В числе достижений — почти 10-процентный рост абитуриентов, выбирающих платные отделения, при этом уровень их подготовки остается высоким, со средним баллом ЕГЭ 64,1. Это указывает на изменения в поведении абитуриентов: сильные выпускники, не прошедшие на бюджет, предпочитают поступать в свои выбранные вузы на платные места или идти в частные университеты.

Доля первокурсников-инженеров в 2024 году составила 41%, однако на платных отделениях по-прежнему преобладают направления, связанные с экономикой и юриспруденцией.

По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, текущая нехватка инженеров на рынке труда требует тщательного регулирования платного набора, что показывает важность таких специальностей для экономики страны.

В последние годы наблюдается рост числа абитуриентов на инженерные специальности, что также совпадает с увеличением объема платного набора.

По данным министра, в 2023 году прием инженеров увеличился на 21% по сравнению с предыдущим годом, и доля первокурсников на инженерных направлениях достигла 41%.

Однако среди платных программ преобладают гуманитарные направления, такие как экономика, управление и юриспруденция.

В правительстве считают, что платный набор должен соответствовать государственным приоритетам.

Глава Минобрнауки, Валерий Фальков, предложил президенту расширить полномочия министерства по согласованию планов по платному набору в вузах.

Кроме того, он инициировал выдачу образовательных кредитов на льготных условиях для студентов, обучающихся по приоритетным направлениям, в первую очередь инженерным.

Президент поддержал данную инициативу.

Важно отметить, что сейчас более трети выдаваемых образовательных кредитов направлены на обучение в области экономики и юриспруденции.

По информации Минобрнауки, среди популярных специальностей для кредитования выделяются юриспруденция, менеджмент, экономика, лечебное дело, стоматология и реклама.

Первые изменения в правилах платного набора уже внедряются: в федеральном порядке приема на 2025/2026 учебный год запрещен безлимитный набор на платные программы.

В текущем учебном году наблюдается 10-процентный рост абитуриентов, поступивших на платные отделения вузов по сравнению с прошлым годом.

Теперь университеты обязаны за пять месяцев до зачисления определить максимальное количество платных мест, и изменить его позже не удастся. Это создаст конкуренцию даже на платных отделениях.

Сроки приема документов на платное обучение в 2025 году продлены до 20 сентября, а зачисление продлится до 30 сентября.

Министр образования Валерий Фальков отметил, что в планировании числа бюджетных мест будет учитываться прогноз кадровой потребности, подготовленный министерством труда, а также запросы в рамках проектов технологического лидерства и уровень отсевов по специальностям.

В рамках новых изменений предполагается переход к финансированию образовательных программ, основываясь на количестве выделенных бюджетных мест. Это означает снижение зависимости финансирования от ежегодного числа отчислений, что подразумевает увеличение ответственности вузов за качественное обучение и трудоустройство выпускников.

Эксперты подчеркивают необходимость пересмотра механизма распределения мест между вузами, что также важно для оптимизации образовательного процесса.

Сейчас распределение бюджетных мест в вузах осуществляется через конкурс. Министерство образования и науки России предлагает установить до 70% мест без конкурса для приоритетных специальностей, основываясь на средних данных за последние три года.

Важно учитывать стратегические приоритеты регионов, качество приема, трудоустройства и зарплаты выпускников. Около 25% мест предлагается вынести на конкурс, а 5% оставить в резерве для быстрой реакции на изменение спроса на кадры.

Платный прием также имеет значительное значение для финансирования вузов и удержания уровня зарплат преподавателей, где до 40% дохода формируется внебюджетными средствами.

В настоящее время на социально-экономические и гуманитарные направления приходится лишь 12-15% бюджетных мест, в то время как большинство мест выделяется для технических, инженерных, педагогических и медицинских специальностей.

Однако меняются требования к выпускникам: возрастает потребность в логистах, специалистах по экономике стран Азии и Африки, а также юристах, владеющими языком и правом этих стран. Платный прием в ВУЗы также требует внимания, особенно учитывая нехватку инженеров.

Спрос со стороны реального сектора экономики по-прежнему остается в центре внимания, и регулирование платного приема в вузах поможет адаптироваться к требованиям рынка труда.

Это даст возможность учебным заведениям гибче реагировать на вызовы времени, включая необходимость технологического суверенитета и лидерства в научных исследованиях.

Владимир Зернов, ректор Российского нового университета, подчеркивает, что инвестиции в образование являются ключевым фактором для повышения конкурентоспособности как общества, так и государства.

История различных стран, включая СССР, демонстрирует, что именно вложения в образование способны обеспечить наибольшую отдачу.

Если взглянуть на мировые рейтинги университетов, видно, что большинство из них представляют частные учебные заведения.

В настоящее время количество качественно работающих частных вузов увеличивается, и они ставят высокие стандарты, что позволяет им конкурировать с государственными учреждениями.

Важно отметить, что выпускники платной формы обучения получают диплом государственного образца, как и их сверстники на бюджетной основе, что делает регулирование платного набора логичным шагом в развитии государственного высшего образования.

В этом году сложилась ситуация, когда платный набор уже был ограничен, что снизило гибкость деятельности приемных комиссий, однако значительных изменений в структуре набора студентов это не привело.

В процессе регулирования сферы образования важно избегать резких изменений, чтобы сохранить ключевые элементы системы.

Для многих университетов платный набор является основой финансовой модели, позволяя поддерживать зарплаты преподавателей и инфраструктуру.

В отличие от советского времени, когда государство контролировало подготовку специалистов и обеспечивало их рабочими местами, сейчас ситуация другая.

Хотя государство финансирует образование и выделяет бюджетные места, рынок труда не всегда может обеспечить выпускников работой по их специальности.

Особенно это касается профессий, таких как экономисты и юристы, где многие выпускники сталкиваются с проблемами трудоустройства.

Это вынуждает молодое поколение тратить время на переобучение или работу не по специальности, вместо того чтобы немедленно начать применять свои знания на практике.

Чтобы улучшить ситуацию, необходимо привлечь бизнес к процессу формирования образовательных запросов, так как он лучше понимает потребности рынка труда.

По материалам: rg.ru