Непрерывное образование: важность обучения на протяжении жизни

Июн 4, 2024 / 13:42

Термин «непрерывное образование» был впервые предложен французским философом Эдгаром Фором в 1968 году. Идея непрерывного образования была основана на представлении о том, что современные знания меняются и появляются настолько быстро, что обучение должно сопровождать человека на протяжении всей его активной жизни.

Понятие «lifelong learning» интерпретируется в самом широком смысле, охватывая не только профессиональные навыки, но и знания в различных областях человеческого интереса. Например, кулинарные курсы или тренинг по личностному росту также могут рассматриваться как форма непрерывного образования.

Непрерывное образование: важность обучения на протяжении жизни

Для многих профессий постоянное самосовершенствование является необходимым условием как для профессионального роста, так и для поддержания своего профессионального статуса. Врачи сталкиваются с постоянным объемом новой информации в своей области знаний, и без постоянного обновления навыков и знаний можно потерять актуальность и выйти из круга профессионалов. Также это касается новейших областей, например исследования в области искусственного интеллекта, где важно следить за новейшими тенденциями и успехами своих коллег.

Непрерывное образование сегодня присуще практически всем сферам деятельности и может принимать различные формы — от самостоятельного изучения программного обеспечения до освоения новых навыков в ведении корпоративных коммуникаций через телеграм-каналы.

Причины дополнительного образования людей с высшим профильным образованием могут быть различными, в том числе исходя из необходимости обладать специфическими знаниями и навыками для успешной деятельности в определенной области.

Например, сотрудник банка, желающий перейти в кредитный отдел, может потребоваться дополнительная подготовка, которую может организовать как работодатель, так и сам сотрудник, стремящийся к развитию карьеры.

Почему же возникает разрыв между базовым высшим образованием и требованиями рынка труда? Этот разрыв объясняется тем, что высшее образование ориентировано на предоставление устоявшихся базовых знаний и навыков, в то время как запросы рынка труда постоянно меняются и требуют более специализированных и актуальных знаний.

Высшее образование должно быть системным и обеспечивать обладателей знаниями, которые не устареют быстро. Хороший работодатель осознает этот разрыв и помогает новым сотрудникам интегрироваться, предоставляя не только информацию о корпоративных особенностях, но и возможность овладеть необходимыми специализированными навыками.

Например, выпускник факультета менеджмента может столкнуться с необходимостью работы с таблицами по калькуляции себестоимости продукции, но его образование должно дать не конкретные ответы, а знание о том, где искать нужную информацию.

Таким образом, современное высшее образование должно быть гибким и способным к адаптации к изменяющимся потребностям рынка труда, а работодатели должны помогать своим сотрудникам дополнять базовое образование специализированными знаниями и навыками.

Внимательные работодатели включают в свои управленческие бюджеты расходы на профессиональную подготовку своих сотрудников. Независимо от того, как это называется - переквалификацией или переобучением.

Однако рынок труда разнообразен, в нем есть сегменты с дефицитом и избытком специалистов. В случае избытка специалист должен быть готов к смене профессии и, зачастую, финансировать этот процесс самостоятельно. Например, юрист, желающий развиваться в области контрактного права, может получить необходимые знания на специализированном курсе.

В ситуации с дефицитом, работодатель должен проявить инициативу, проводя профориентационные мероприятия и организуя систему наставничества.

Важно отметить, что мы говорим о постоянном обучении для людей с высшим образованием. Это не случайно. В прошлом в Советском Союзе при стабильном мировом лидерстве в области образования лишь 11 процентов населения имели высшее образование, сегодня же этот показатель составляет 33 процента.

Избыток специалистов в некоторых сферах заставляет их искать новые возможности на рынке труда. Это отдельное направление постоянного образования, которое порой включает в себя переориентацию на другую деятельность.

В таких случаях для получения дополнительных знаний существует множество вариантов: можно найти наставника, завершить специализированные курсы или изучать интернет-ресурсы. Однако важно соблюдать определенные принципы.

Во-первых, всегда стоит ясно определить цель, ради которой приобретаются новые знания. Во-вторых, важно тщательно подходить к выбору источника информации, не разбрасываться. В-третьих, полученные знания нужно применять на практике, чтобы обучение не осталось лишь теоретическим упражнением. В-четвертых, необходимо четко спланировать свои действия, чтобы понимать, когда цель обучения будет достигнута.

Корректировка образования на протяжении всей профессиональной деятельности стала нормой. Важно избегать двух краев: не превращаться в вечного ученика, который не готов применить свои знания на практике, и не оставаться на месте, отказываясь от новой информации и избегая изменений.

По материалам: rg.ru