Термин «непрерывное образование» был впервые предложен французским философом Эдгаром Фором в 1968 году. Идея непрерывного образования была основана на представлении о том, что современные знания меняются и появляются настолько быстро, что обучение должно сопровождать человека на протяжении всей его активной жизни.
Понятие «lifelong learning» интерпретируется в самом широком смысле, охватывая не только профессиональные навыки, но и знания в различных областях человеческого интереса. Например, кулинарные курсы или тренинг по личностному росту также могут рассматриваться как форма непрерывного образования.
Для многих профессий постоянное самосовершенствование является необходимым условием как для профессионального роста, так и для поддержания своего профессионального статуса. Врачи сталкиваются с постоянным объемом новой информации в своей области знаний, и без постоянного обновления навыков и знаний можно потерять актуальность и выйти из круга профессионалов. Также это касается новейших областей, например исследования в области искусственного интеллекта, где важно следить за новейшими тенденциями и успехами своих коллег.
Непрерывное образование сегодня присуще практически всем сферам деятельности и может принимать различные формы — от самостоятельного изучения программного обеспечения до освоения новых навыков в ведении корпоративных коммуникаций через телеграм-каналы.
Причины дополнительного образования людей с высшим профильным образованием могут быть различными, в том числе исходя из необходимости обладать специфическими знаниями и навыками для успешной деятельности в определенной области.
Например, сотрудник банка, желающий перейти в кредитный отдел, может потребоваться дополнительная подготовка, которую может организовать как работодатель, так и сам сотрудник, стремящийся к развитию карьеры.
Почему же возникает разрыв между базовым высшим образованием и требованиями рынка труда? Этот разрыв объясняется тем, что высшее образование ориентировано на предоставление устоявшихся базовых знаний и навыков, в то время как запросы рынка труда постоянно меняются и требуют более специализированных и актуальных знаний.
Высшее образование должно быть системным и обеспечивать обладателей знаниями, которые не устареют быстро. Хороший работодатель осознает этот разрыв и помогает новым сотрудникам интегрироваться, предоставляя не только информацию о корпоративных особенностях, но и возможность овладеть необходимыми специализированными навыками.
Например, выпускник факультета менеджмента может столкнуться с необходимостью работы с таблицами по калькуляции себестоимости продукции, но его образование должно дать не конкретные ответы, а знание о том, где искать нужную информацию.
Таким образом, современное высшее образование должно быть гибким и способным к адаптации к изменяющимся потребностям рынка труда, а работодатели должны помогать своим сотрудникам дополнять базовое образование специализированными знаниями и навыками.
Внимательные работодатели включают в свои управленческие бюджеты расходы на профессиональную подготовку своих сотрудников. Независимо от того, как это называется - переквалификацией или переобучением.
Однако рынок труда разнообразен, в нем есть сегменты с дефицитом и избытком специалистов. В случае избытка специалист должен быть готов к смене профессии и, зачастую, финансировать этот процесс самостоятельно. Например, юрист, желающий развиваться в области контрактного права, может получить необходимые знания на специализированном курсе.
В ситуации с дефицитом, работодатель должен проявить инициативу, проводя профориентационные мероприятия и организуя систему наставничества.
Важно отметить, что мы говорим о постоянном обучении для людей с высшим образованием. Это не случайно. В прошлом в Советском Союзе при стабильном мировом лидерстве в области образования лишь 11 процентов населения имели высшее образование, сегодня же этот показатель составляет 33 процента.
Избыток специалистов в некоторых сферах заставляет их искать новые возможности на рынке труда. Это отдельное направление постоянного образования, которое порой включает в себя переориентацию на другую деятельность.
В таких случаях для получения дополнительных знаний существует множество вариантов: можно найти наставника, завершить специализированные курсы или изучать интернет-ресурсы. Однако важно соблюдать определенные принципы.
Во-первых, всегда стоит ясно определить цель, ради которой приобретаются новые знания. Во-вторых, важно тщательно подходить к выбору источника информации, не разбрасываться. В-третьих, полученные знания нужно применять на практике, чтобы обучение не осталось лишь теоретическим упражнением. В-четвертых, необходимо четко спланировать свои действия, чтобы понимать, когда цель обучения будет достигнута.
Корректировка образования на протяжении всей профессиональной деятельности стала нормой. Важно избегать двух краев: не превращаться в вечного ученика, который не готов применить свои знания на практике, и не оставаться на месте, отказываясь от новой информации и избегая изменений.