Одной из самых обсуждаемых в последнее время в Кыргызстане правительственных инициатив является переход на 12-летнюю модель школьного образования. В дополнение к этому, предлагается использовать учебники и методики, выпущенные в Сингапуре в соответствии со стандартами Кембриджа. Необходимо отметить, что кабинет министров уже рассмотрел и утвердил распоряжение о модернизации структуры среднего образования. Этот документ является началом поэтапного перехода на 12-летнюю модель обучения. Окончание этого процесса на данный момент остается неизвестным, так как сама реформа вызвала массу вопросов в обществе.
Министр образования и науки КР Догдуркул Кендирбаева пояснила в своем обращении к гражданам, что профильное ведомство готовилось к переходу на новую модель обучения в течение нескольких лет. Эта инициатива была представлена на обсуждение в парламенте дважды, но не получила поддержки законодателей. Теперь, по заявлению главы ведомства, переход на 12-летнюю модель обучения будет осуществлен по указанию президента Садыра Жапарова. Министр Кендирбаева заверила граждан, что школьникам не придется обучаться до 19 лет. Окончание обучения останется в рамках 16-17 лет, как и ранее. Просто существующие подготовительные классы или классы «ноль» станут первыми. В настоящее время 80 процентов детей поступают в школу после них.
Новая система образования обеспечит равные возможности для оставшихся 20 процентов первоклашек. Однако, как отмечает чиновница, образовательные и предметные стандарты и учебники не готовы к такому изменению. В связи с этим в Кыргызстане планируется закупить учебники, написанные по стандартам Кембриджа в Сингапуре, и адаптировать их к потребностям КР.
Сингапур считается одной из ведущих стран в мире по уровню образования. Власти Кыргызстана планируют закупить на бюджетные средства 46 книг по точным наукам из этой страны. Президент Садыр Жапаров призвал ускорить процесс внедрения этой инициативы. Эти книги, которыми обучают детей в частных школах, теперь будут доступны всем школьникам.
Министр образования и науки Кыргызстана Катырбубу Кендирбаева отметила, что стране не хватает как литературы, так и школ, но власти уже работают над этим. Планируется построить 200 новых школ, а также выдать ноутбуки учителям для самообучения. Одним из пунктов планируемой реформы образования является создание классов с профильным уклоном, таких как естественнонаучные, математические, гуманитарные и технологические. В них ученики смогут получить рабочие специальности и соответствующие сертификаты, что сделает их более конкурентоспособными на рынке труда.
Помимо министра образования и науки, комментарии по поводу реформы дает и другие чиновники. Тем не менее, пока не прозвучало ясного объяснения, чем именно отличается «кембриджская система» образования и что она представляет из себя. В связи с этим вопросом журналисты обратились в министерство образования и науки Кыргызстана.
Представитель ведомства Куват Чекиров пояснил, что методологии нового обучения пока нет, но она будет разработана в ближайшее время. В течение месяца будет готова «дорожная карта», описывающая структуру подготовки новой системы школьного образования, определяющая ответственных лиц, сроки, объемы финансирования и другие детали.
Методология модернизации школьной системы образования находится в стадии проработки. Вопрос о модернизации был поднят на политическом уровне, однако говорить о конкретных деталях реформы в настоящее время еще рано. Необходимо уделить внимание формированию общественного мнения и достижению консенсуса по данному вопросу.
Однако не все представители образовательной системы одобряют предстоящие изменения, в том числе заведующий кафедрой русского языка и литературы Кыргызского государственного института имени Ишеналы Арабаева Гульжигит Сооронкулов. Он считает, что аналогично переходу на Болонскую систему образования, новая реформа может не быть полностью принята и внедрена в практику. Гульжигит Сооронкулов высказывает мнение, что необходимо скорее внести порядок в систему образования, чем проводить революционные перемены.
Важным аспектом для развития образования является совершенствование квалификации педагогов и строительство образовательных учреждений. Эксперт отмечает, что основной проблемой является состояние дошкольного образования. На сегодняшний день в детских садах часто отсутствуют профессиональные воспитатели, что затрудняет эффективное обучение и воспитание детей.
Важным фактором является охват дошкольного образования, который в некоторых странах может достигать ста процентов, в то время как в других странах, в том числе и в Кыргызстане, этот показатель недостаточно высок и составляет примерно 30 процентов.
Благодаря летним подготовительным курсам многие студенты испытывают легкость и навыки, необходимые для успешной учебы в высших учебных заведениях.
Гульжигит Сооронкулов подчеркивает важность повышения профессионального уровня преподавателей в сфере образования. Он высказывает критику в адрес министерства образования и науки Киргизии за установление низких проходных баллов для поступления на педагогические специальности, что, по его мнению, приводит к поступлению студентов с недостаточной базовой подготовкой. Профессор считает, что минимальный порог для поступления на педагогические факультеты должен быть повышен до 160-180 баллов, чтобы в профессию приходили те, кто действительно стремится стать учителем и вкладывает в это свое призвание.
Сооронкулов высказывает мнение о необходимости развития собственных авторских книг вместо перевода и адаптации зарубежных учебников. Ему кажется, что население Кыргызстана обладает достаточным уровнем образования, чтобы создавать собственные учебные материалы. Он отмечает снижение числа профильных кружков и кружков дополнительного образования в современном мире по сравнению с советским временем. Предлагает возродить эту практику для разностороннего развития детей.
Профессор также высказывает обеспокоенность относительно уровня обучения русскому языку, считая, что программа данного предмета нуждается в пересмотре и улучшении.
На нее выделяется лишь два часа в неделю, из которых один час отведен на русскую литературу. Это действительно слишком мало! Однако стоит отметить, что наши старшие поколения обладают более глубоким знанием русского языка по сравнению с современными детьми.
Корреспондент издания «РГ» решила узнать мнение людей о предстоящих изменениях в руководстве некоторых школ Бишкека. Оказалось, что на данный момент практически никто не имеет полной информации по этому вопросу. Кроме того, не во всех школах, где есть начальные классы, есть возможность перевода нулевых классов в первые, что ставит под вопрос необходимость дополнительных помещений для детей возрастом 5-6 лет, а также кадровый вопрос.
Местные чиновники, отвечающие за образование, пока не имеют четкого понимания, как будет решаться эта проблема. Ведомство министерства образования и науки Кыргызской Республики утверждает, что в общеобразовательных школах существует более четырех тысяч кабинетов предшкольной подготовки. По информации министерства, эти кабинеты оборудованы необходимой учебной мебелью и пособиями, соответствующими возрастным особенностям детей.
В прошлом году министр образования и науки КР, Догдуркул Кендирбаева, отмечала, что перед переходом к двенадцатилетнему образованию, необходимо решить актуальные проблемы. Для успешной реализации такой реформы, по ее мнению, требуются компетентные кадры, адекватная материально-техническая база и учебно-методическое сопровождение.