Конференция о фетве в мусульманском мире и на Западе

Дек 22, 2024 / 00:02

20 декабря 2011 года, в рамках летнего института для ученых Международного института исламской мысли (МИИМ), прошла конференция на тему «Фетва в мусульманском мире и на Западе: проблемы власти, легитимности и актуальности», состоявшаяся с 11 по 20 июля в Херндоне, штат Вирджиния, США.

Конференция о фетве в мусульманском мире и на Западе

Участие в пятнадцати научных сессиях приняли ученые, представляющие разные школы мысли и академические направления. Участники пришли к консенсусу о том, что процесс формирования и вынесения фетвы находится в хаотичном состоянии как в мусульманском мире, так и на Западе.

Основными проблемами стали недостаток компетентности, слабость профессиональных знаний, учебная стагнация и слепое подражание. Главный акцент был сделан на важности междисциплинарного подхода и тяготения к культурной актуальности.

В период формирования классической исламской юриспруденции (с 750 года н.э. до падения Гранадского эмирата в 1492 году) ученые не только развивали аналитические навыки, но и обладали широкими теоретическими познаниями в релевантных областях.

Однако современные мусульманские юристы зачастую недообучены в светских университетах, что мешает им осваивать актуальные исследовательские методы и подходы.

Современная юриспруденция сталкивается с серьезными вызовами, связанными с разделением между техническими и социальными науками. Специалисты в области технологий не всегда владеют основами шариата, и наоборот, это приводит к дихотомии, мешающей формированию эффективной юридической практики. Фетва – это применение шариата к настоящим условиям, и для ее разработки необходимо учитывать не только шариат, но и местные обычаи, культурные нормы и индивидуальные особенности. Однако, одной из основных проблем является глубокое разделение, создающее идеалистичные, но непрактичные выводы. Ситуацию усугубляет отсутствие иерархии религиозной власти, особенно среди суннитов, а также проблемы координации между областями знаний и юридическими органами. Влияние СМИ и резкие социальные и экономические изменения также играют свою роль. Особенно остро ощущается нехватка подготовки, смелости и аналитического мышления у представителей традиционной мусульманской юриспруденции. В результате наблюдается интеллектуальная несостоятельность как правовой, так и богословской мысли современного мусульманского мира. В стремлении сохранить традиции, правоведы используют устаревшие методы, такие как аналогия и подражание, что фактически закрывает возможности для иджтихада – творческого и аналитического подхода к решению новых проблем.

Юридическая традиция, сложившаяся в первые три века ислама, не свободна от недостатков. Этот период был охвачен политическими потрясениями и социальными неурядицами, что существенно повлияло на правовое мировоззрение и работу правоведов.

Их строгие фетвы против вероотступничества отражали геополитические реалии времени. В эпоху Пророка и праведного халифата мусульмане придерживались аутентичных текстов благодаря искренности и следованию пророческим наставлениям.

Однако с течением времени толкование и применение текстов начали зависеть от социокультурного контекста. Переход от халифата к королевской власти изменил реалии, а династии Умаййадов и Аббасидов наложили отпечаток на правовые традиции.

Эти традиции не формировались в вакууме, а отвечали культурным, политическим, социально-экономическим и эпистемологическим условиям жизни. В этот же период у мусульман возникло ощущение превосходства ислама.

Они разделили мир на ислам и мир неверия, причём последний воспринимался негативно. Многие аяты и хадисы были истолкованы в свете этой идеологии, что привело к сужению общего контекста до более конкретных смыслов и обобщению частных текстов с использованием косвенных текстовых ситуаций, превращая вероятностные тексты в более категориные трактовки.

В обоснование новых выводов использовались множественные слабые хадисы, что привело к подавлению оппозиции и разногласий через авторитарные методы.

Иерархический приоритет таких основополагающих источников, как Коран, иногда оспаривался ссылаясь на спорные хадисы и утверждения, что привело к накоплению неясностей в правовой традиции ислама.

Гендерные, секулярные, политические и региональные проявления субъективности выразились в отдельных частях юридической практики.

Мусульманский и немусульманский мир претерпели значительные изменения.

Новые геополитические и научные реалии требуют переосмысления устоявшихся юридических традиций.

В современных условиях мир уже нельзя разделять на четкие границы, и он стал больше напоминать маленькую деревню.

Это создает необходимость в универсальном плюралистическом мировоззрении, что значительно отличается от прежнего подхода, который повышал статус традиционных установок.

Этот новый подход представляется более подходящим для современного многообразного общества по сравнению с традиционным дедуктивным методом.

За последние десятилетия сделаны значительные шаги к разработке последовательного и значимого подхода, однако он всё еще находится в стадии формирования.

Мусульмане, находящиеся в статусе меньшинства, часто сталкиваются с уникальными проблемами, которые требуют обширных исследований и согласованных усилий для нахождения решений.

Эти проблемы нуждаются в значительных финансовых и интеллектуальных ресурсах, а также в смелости, чтобы открыто обсуждать современные вызовы. Однако существующие судебные органы зачастую неспособны справиться с этими задачами по причинам, выходящим за рамки их возможностей.

В будущем традиция меньшинств может стать важным элементом мусульманского дискурса благодаря своим этическим принципам, креативному подходу и актуальности. Для прогресса необходимо пересмотреть старые фетвы и создать новые, отвечающие современным условиям.

Это требует разработки систематической правовой методологии, основывающейся на консенсусе квалифицированных мусульманских правоведов, возможно, с применением модели Верховного суда США.

Методология должна опираться на универсальные принципы Корана, такие как человеческое достоинство, справедливость, равноправие, гендерное равенство и социальная справедливость.

Важно также обсудить истинные цели шариата и добиться общего понимания. Приоритет следует отдавать тексту Корана, который должен стоять выше других источников шариата, а тексты хадисов и фикха должны подчиняться его основополагающим принципам.

Коран, как священный текст, требует переосмысления в свете современных условий, опираясь на аналитические рассуждения и учитывая местные, региональные, национальные и международные нормы и обычаи.

Хадисы и их интерпретации также должны проходить процесс контекстуализации. Несмотря на значительные усилия мусульманской традиции в разграничении мекканских и мединских глав Корана, а также в понимании причин их откровения, литературный корпус хадисов зачастую не демонстрирует ту же степень тщательности.

Поэтому важно не только изучать и интерпретировать эту литературу в контексте развития пророческой миссии, но и отделять переменные от постоянных. Значительное внимание при переосмыслении правовой традиции должно уделяться культурной, геополитической и социальной среде, в которой были произнесены фетвы и которые создали их авторы (муфтии).

Юридические взгляды формируются под влиянием личных мировоззрений, религиозных убеждений, социальной среды и политических условий. Эти факторы неотъемлемы от мыслительного процесса человека и непосредственно влияют на его интерпретации Корана и Сунны.

Необходимо четко различать божественное слово, зафиксированное в арабском тексте Корана, и человеческие интерпретации, которые проникнуты множеством слоев и аспектов экзегетических и юридических трудов.

Навязывание личных идей и интересов к богооткровенным текстам можно рассмотреть как текстовое насилие.

Важно строить нашу жизнь в соответствии с указаниями Корана, без искажений, чтобы они соответствовали только нашим потребностям или скрытым мотивам.

Коран, обращаясь к людям разных возрастов,Epoch, полов и культур, использует универсальные термины, позволяющие ему оставаться актуальным.

Неоднозначные аяты могут быть интерпретированы по-разному, что способствует их адаптации к разнообразным сообществам и культурам, не нарушая при этом исходную философию и замысел текста.

Важно иметь разумное и взвешенное понимание таких терминов, что позволит мусульманам действовать в рамках шариата, сохраняя возможность выбора в реальной жизни.

Существуют фетвы и различные подходы, и сбалансированные решения будут востребованы всегда.

Мусульманская наука должна стремиться к консенсусу в интерпретации этих, казалось бы, противоречивых отрывков, учитывая современные реалии и обеспечивая правильное руководство, чтобы избежать излишних трудностей и расколов в умме.

При этом нельзя сглаживать или упрощать коранические и пророческие послания.

Важно воспринимать их как основные ориентиры нашей жизни, не навязывая им собственные представления.

Основным лозунгом правовой реформы можно считать: «Пусть Коран и достоверные хадисы говорят сами за себя, и пусть они станут руководством к действию».

Однако важно учесть, что Коран является единственным богоустановленным текстом, который не подвергался искажению или внешнему влиянию. Хадисы, в свою очередь, хотя и прошли через борьбу с фальсификациями, сталкиваются с проблемой авторитета из-за исторических вмешательств и искажений.

Первые составители сборников души, несомненно, сделали значительный вклад в фильтрацию достоверных сообщений, однако при этом большее внимание уделялось проверке цепочки передачи, чем фактическому содержанию.

Сегодня необходимо усиливать работу по согласованию содержания хадисов с основополагающими кораническими принципами и моральными нормами, руководствуясь разумом и этикой.

Пророк был ниспослан не только как образец этического поведения, он также должен был улучшать моральные ценности, что подтверждают достоверные хадисы.

Поэтому содержание хадисов требует пересмотра с точки зрения современных этических и моральных стандартов. Разум, мудрость и нравственность должны стать основополагающими принципами этого критического пересмотра.

Позитивная критика традиции важна для сохранения ее актуальности и жизнеспособности. Этот процесс критического анализа и адаптации облегчает повседневную жизнь современных мусульман и служит важным принципом шариата, остающимся актуальным в наши дни.

По материалам: islamnews.ru