В четвертом квартале 2022 года казахстанские семьи увеличили расходы на образование, в среднем потратив 24,1 тыс. тенге, что на 11,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, согласно данным Finprom. Основные траты пришлись на дошкольное образование, на которое выделялось 7,4 тыс. тенге на каждую семью.
Средние расходы по стране возросли на 15,5%. Основные статьи затрат включают питание учащихся (3,9 тыс. тенге) и высшее образование (3,8 тыс. тенге). Также в список попали расходы на общее среднее образование (2,6 тыс. тенге) и аренда жилья для студентов (1,5 тыс. тенге).

Горожане тратят в среднем 27,6 тыс. тенге на образование в квартал на домохозяйство, тогда как расходы сельских жителей составляют всего 16,6 тыс. тенге, что создает разницу в 39,8% или 11 тыс. тенге. В дополнительные затраты входят 1 тыс. тенге на репетиторов, 964 тенге на проезд, 766 тенге на профессиональное среднее образование, 641 тенге на альтернативные курсы, 602 тенге на начальное образование, 229 тенге на школьную форму и 53 тенге на учебники.
Кроме того, подчеркивается, что эти данные относятся к официальной статистике, в то время как цены в секторе постоянно растут. В марте 2023 года тарифы на образовательные услуги увеличились на 0,3% по сравнению с предыдущим месяцем и на 7,9% в годовом выражении.
Образование также показало значительное подорожание: дошкольное и начальное образование выросло на 4,8%, среднее - на 7,9%, профессиональное - на 12,3%, высшее - на 10,3%, а взрослые курсы подорожали на 11,3%.
Анализ данных о численности учащихся показывает положительную динамику в сфере образования за последние пять лет.
В секторе дошкольного образования соотношение детей к учреждениям выросло с 84,3 ребенка в 2018-2019 учебном году до 86,8 в 2022-2023. В общем образовании число учащихся на школу увеличилось с 451,2 до 487,6.
В техническом и профессиональном образовании средняя численность студентов на одно заведение возросла с 642,5 до 770,7. Высшее образование также показало рост, увеличившись с 4,8 тысяч до 5,3 тысяч студентов на вуз.
Однако в профтехобразовании произошло сокращение числа учебных заведений — с 740 до 711.
Это подчеркивает важность сохранения уникальных видов в условиях изменения численности учащихся и образовательных учреждений.