Госдума рассмотрела законопроект о регулировании платных мест в вузах

Май 15, 2025 / 11:01

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который предполагает, что правительство России будет определять количество платных мест в вузах. Эта мера нацелена на решение проблемы нехватки кадров и улучшение качества образования. Президент Владимир Путин поднимал вопрос о «чрезмерном платном наборе» на специальности, которые не востребованы на рынке труда.

В настоящее время университеты самостоятельно устанавливают количество платных мест, опираясь на количество преподавателей и спрос на образовательные услуги. Однако до 2025 года они могли увеличивать число платных мест во время приемной кампании. В связи с новым законом, Минобрнауки теперь ограничит эту возможность, потребовав от вузов указывать план приема на коммерческие места не позднее 30 апреля.

Госдума рассмотрела законопроект о регулировании платных мест в вузах

Законопроект был внесен межфракционной группой из 346 депутатов и пяти сенаторов, включая спикеров обеих палатов. Это решение возникло после поручения президента о необходимости наделения Минобрнауки полномочиями определять лимиты на платные места, чтобы исключить набор по специальностям, не соответствующим потребностям экономики и рынка труда.

Лилия Гумерова, глава комитета Совета Федерации по образованию, представила законопроект в Госдуме, основанный на ранее озвученной президентом позиции о распределении бюджетных и платных мест в вузах.

Она отметила, что сейчас 53% студентов учатся на платной основе, с явным дисбалансом в численности: например, 27 тысяч бакалавров-юристов на бюджете против 267 тысяч на платной основе. Аналогичная ситуация наблюдается среди бакалавров-экономистов и менеджеров. Это переизбыток выпускников способствует высокому уровню безработицы среди них и усиливает конкуренцию на рынке труда.

Гумерова также указала на недостаточное качество подготовки студентов, обучающихся на платных местах, поскольку более слабые по знаниям студенты имеют доступ к ним, а вузы стремятся удержать их для финансовой стабильности.

Sergey Кабышев, глава комитета Госдумы по высшему образованию, добавил, что законопроект направлен на восстановление системы образования, ориентированной на нужды общества. Образование, по его мнению, должно обеспечивать баланс между индивидуальными правами и потребностями государства.

Ярослав Нилов, глава комитета по труду, подчеркнул, что многие молодые люди идут учиться на платные места, чтобы отсрочить призыв в армию, что также требует решения.

Сергей Кабышев отметил, что с 2024 года возраст призыва на срочную службу будет повышен до 30 лет, что делает текущую ситуацию уже неактуальной.

Депутат Алексей Куринный из КПРФ выразил озабоченность по поводу принятия законопроекта, который, по его мнению, утратит принцип «спрос рождает предложение», затрагивая даже частные высшие учебные заведения. Он также указал на возможные негативные последствия для бюджета государственных вузов, которые получают доходы от платников.

Ксения Горячева, первый зампред комитета Госдумы по высшему образованию от партии «Новые люди», добавила, что ограничение платных мест в зависимости от потребностей экономики может негативно сказаться на абитуриентах, желающих учиться на творческих и гуманитарных направлениях. Она подчеркнула, что это может не повысить привлекательность инженерных специальностей, а, наоборот, привести к снижению общего уровня образования, поскольку студенты могут отказаться от поступления в вузы, если набор по интересующим их специальностям будет ограничен.

Заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев успокоил критиков, заявив, что законопроект будет вносить изменения в структуру платного приема без его жесткого ограничения. По его словам, объем платного приема будет планироваться гибко в соответствии с потребностями страны. «Пока не будет решения о квотировании, мы не можем об этом говорить», — заключил он.

Олег Смолин, первый зампред комитета по высшему образованию от КПРФ, напомнил, что депутаты до третьего чтения должны ознакомиться с проектами подзаконных актов, в которых будут прописаны конкретные механизмы реализации законопроекта. Анастасия Бондаренко, заместитель главы Минобрнауки, заверила, что основные документы будут подготовлены в течение месяца.

Вячеслав Володин, спикер Госдумы, призвал к быстрому принятию закона и предложил рассмотреть его во втором чтении уже на следующей неделе. Он также предложил перенести срок вступления документа в силу на 1 сентября 2025 года, что на год раньше изначально запланированной даты.

По материалам: www.kommersant.ru