Госдума приняла законопроект об ограничении платных мест в вузах

Май 25, 2025 / 11:45

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит правительству определять количество платных мест в российских вузах. Этот шаг направлен на решение проблемы нехватки квалифицированных кадров и повышение качества образования. Президент Владимир Путин ранее говорил о «чрезмерном платном наборе» по специальностям, которые не пользуются спросом на рынке труда.

Депутаты обсудили поправки к закону «Об образовании», согласно которым вузам будет запрещено самостоятельно устанавливать число платных мест. Ранее университеты могли определять это число в зависимости от своих условий: количества преподавателей и спроса на образовательные услуги. Теперь же, по новому проекту, вузы должны будут заранее обозначить план приема на платные места, что ограничивает их гибкость в этом вопросе.

Госдума приняла законопроект об ограничении платных мест в вузах

Законопроект был внесен 4 апреля межфракционной группой, состоящей из 346 депутатов и пяти сенаторов, включая спикеров обеих палат парламента. Предложение разработано в свете поручений президента, который подчеркнул необходимость контроля над количеством платных мест для исключения излишков в тех направлениях, которые не дают трудоустройства выпускникам. Согласно новым правилам, детали реализации законопроекта будут прописаны в подзаконных актах.

Лилия Гумерова, глава комитета Совета Федерации по образованию, представила законопроект в Госдуме, освещая важный вопрос о состоянии высшего образования в России.

Она отметила, что 53% студентов учатся на платной основе, в то время как наблюдается серьезный дисбаланс между количеством бюджетных мест и платными местами в зависимости от потребностей экономики. Например, среди бакалавров-юристов только 27,000 учатся на бюджете, тогда как 267,000 — на платной основе. Похожие цифры звучат и для экономистов и менеджеров.

Гумерова подчеркнула, что избыток выпускников ведет к низкому уровню трудоустройства и жесткой конкуренции.

Она также выразила обеспокоенность качеством подготовки платных студентов, так как многие вступают в университеты с низким баллом ЕГЭ, и вузы охотятся за прибылью, реже отчисляя их.

Сергей Кабышев, глава комитета Госдумы по высшему образованию, добавил, что законопроект направлен на восстановление соответствующей национально-ориентированной системы образования. Он подчеркнул, что право на образование не должно рассматриваться как индивидуальная привилегия, а должно учитывать нужды общества и государства.

Ярослав Нилов, глава комитета по труду, также отметил, что многие молодые люди поступают на платные места ради отсрочки от армии, подчеркивая необходимость решения этой проблемы.

Сергей Кабышев обратил внимание, что с 2024 года возраст призыва на срочную службу увеличен до 30 лет, что делает текущие правила призыва неактуальными.

Депутат Алексей Куринный из КПРФ подчеркнул, что принятие нового законопроекта повлияет на логику «спрос рождает предложение». Такие изменения могут оказать негативное воздействие на частные высшие учебные заведения и государственные вузы, которые получают доход от платников.

Ксения Горячева, первый заместитель председателя комитета Госдумы по высшему образованию от партии «Новые люди», выразила опасение, что ограничение числа платных мест на основе экономических нужд повлияет на студентов, собирающихся поступать на гуманитарные и творческие специальности. Она считает, что это может привести не к увеличению интереса к инженерным специальностям, а к снижению общего уровня образования, так как абитуриенты перестанут поступать в вузы, если набор на интересуемые ими направления будет ограничен.

В ответ заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев заявил, что законопроект будет регулировать структуру платного приема, но не будет его ограничивать. Он заверил, что планирование объема платного приема будет осуществляться гибко, исходя из потребностей страны.

Олег Смолин, первый зампред комитета по высшему образованию, отметил, что депутаты должны ознакомиться с проектами подзаконных актов перед третьим чтением, чтобы понять механизмы реализации закона. Заместитель главы Минобрнауки Анастасия Бондаренко пообещала подготовить основные документы в течение месяца.

Вячеслав Володин добавил, что закон необходимо принять быстро, и предложил перенести срок его вступления в силу на 1 сентября 2025 года.

По материалам: www.kommersant.ru