В ближайшие годы система российского образования ожидает значительные изменения.
В частности, в школах введут новый формат оценки знаний, который заменит Единый государственный экзамен (ЕГЭ), а высшие учебные заведения выйдут из Болонской системы, вернувшись к советским стандартам.
Это поднимает вопрос о том, как раньше учились дети и студенты.
Болонская система, введённая в России в 2003 году, имела свои преимущества. Она создала международные стандарты, позволяя студентам поступать и переводиться между университетами разных стран без потери времени.
Дипломы российских вузов признаны во всех странах, входящих в Советы Европы, что позволяет студентам беспрепятственно заниматься обучением за границей.
Важное преимущество этой системы состоит в возможности разделить обучение на три этапа: бакалавриат (3-4 года), магистратура (2 года) и аспирантура (3-4 года).
Этот подход позволяет студентам получать высшее образование по одной специальности и затем углубляться в новую область в магистратуре, осваивая сразу несколько профессий.
Кроме того, Болонская система способствует устранению ненужных дисциплин из учебных планов, оставляя только важные и актуальные для будущих специалистов.
В свете намеченных реформ можно ожидать возвращения к более традиционным подходам в образовании, что может изменить саму философию обучения в России.
Несмотря на простоту и очевидные преимущества европейского подхода к образованию, 6 июня 2022 года Министерство образования Российской Федерации заявило о выходе из Болонской системы, назвав её «прожитым этапом». За 20 лет функционирования этой системы в России появились заметные недостатки.
Например, в ряде стран звание бакалавра считается достаточным для окончания обучения; многие студенты довольствуются базовыми знаниями, не стремясь продолжать обучение на магистратуре. Это приводит к тому, что значительная часть образовательного процесса проходит самостоятельно, что снижает уровень усвоения материала. Студенты часто занимаются заучиванием информации для сдачи экзаменов, не углубляясь в её изучение. Кроме того, подготовленные кадры, покидая страну, заполняют европейский рынок труда, создавая там конкурентоспособную среду.
В отличие от современных тенденций, советское образование прошло долгий путь, начиная с ликвидации массовой безграмотности и заканчивая высокими стандартами обучения. В 1919 году В.И. Ленин подписал указ, который призывал к ликвидации необразованности; это позволило миллионам детей и взрослых получить образование, изучить чтение и письмо.
К 60-м годам в стране была сформирована система образования, которая обеспечивала доступность знаний. Для детей из малообеспеченных и многодетных семей появлялись дополнительные возможности: школьники могли оставаться в интернатах, а в выходные возвращаться домой. Была также организована система питания и присмотра за учениками, позволяющая родителям работать, зная, что их дети находятся под хорошим присмотром и занимаются учёбой.
В советское время образование играло исключительно важную роль, и оценок нельзя было получить без усилий и знаний. Все школьники были равны перед учителем, независимо от ресурсов своих семей.
Если ученик сталкивался с трудностями в учебе, ему оказывали помощь одноклассники или старшеклассники, пока его успеваемость не улучшалась. Кроме учебной программы, дети активно участвовали в бесплатных кружках и спортивных секциях. Объем знаний выпускников был достаточен для успешной сдачи итоговых экзаменов и поступления в ВУЗы без необходимости дополнительных занятий с репетиторами.
Учителя пользовались высоким авторитетом, и стать преподавателем было непросто. Для этого необходимо было получить диплом педагогического университета, что требовало как внутренних качеств, так и таланта в передаче знаний. В Советском Союзе действовало более 800 высших учебных заведений, где обучение длилось 5 лет, а получение диплома требовало не менее 300 академических часов.
Чтобы сделать образование более доступным, была введена уникальная система, позволявшая людям совмещать учебу и работу. Каждый желающий мог поступить в высшее учебное заведение, успешно сдав вступительный экзамен, что свидетельствовало о доступности высшего образования в стране.
Призёры олимпиад и спортмены всегда были на особом счету, представляя свои учебные заведения на конкурсах и соревнованиях. Они пользовались уважением и авторитетом в обществе.
Преподаватели уделяли большое внимание не только учебной дисциплине, но и общественному воспитанию студентов. Замечания по поводу внешнего вида или поведения были обычным делом, а опоздания и прогулы считались недопустимыми.
Для наиболее успешных студентов вводились стипендии, составляющие одну треть от средней зарплаты по стране, что способствовало улучшению успеваемости.
По окончании вуза, выпускники были обязаны отработать три года на предприятии, что становилось для них важным этапом. Каждый выпускник поочерёдно заходил в кабинет комиссии, чтобы узнать о своём направлении.
Молодые специалисты часто отправлялись в различные регионы страны, и не все были довольны решениями декана. Уклонистам грозили штрафные санкции, некоторые из них шли на хитрости, заключая фиктивные браки для получения права на самораспределение.
С 60-х годов предприятия обязались обеспечивать иногородних студентов, что способствовало их охотно уходу покорять целину.
Таким образом, в СССР существовала политика обеспечения доступным и бесплатным образованием высшего качества. Этот период остается важным элементом в истории высшего образования России.