Будущее дистанционного образования в России после COVID-19

Июл 1, 2025 / 00:33

Дистанционное обучение значительно расширилось во время пандемии COVID-19 и продолжает оставаться важной частью образовательного процесса в российских школах и вузах.

Теперь это не только традиционные онлайн-уроки, но и самостоятельная работа с цифровыми инструментами, консультации преподавателей, групповые проекты и даже проверочные работы, которые могут проходить дистанционно.

Будущее дистанционного образования в России после COVID-19

По словам Марины Мельничук, члена экспертного совета при Комитете Госдумы по науке и высшему образованию, онлайн-технологии в образовании стремительно развиваются, и образовательные учреждения уже не могут обойтись без дополнительных онлайн-ресурсов.

Появилось множество онлайн-школ, предлагающих возможность получать среднее образование, не выходя из дома, и, возможно, вскоре дети будут преимущественно учиться дистанционно.

Онлайн-обучение требует уникального подхода и использования технологий. В этой области нарастает применение современных достижений науки, как отметил директор по производству онлайн-школы «ИнтернетУрок», Юрий Гребенюк. Применяются интерактивные платформы, которые позволяют создавать индивидуальные образовательные маршруты. Часть учебного материала предлагается в видеоформате, часть – в текстовом или графическом, что способствует разнообразному восприятию информации. Также используются онлайн-тесты и тренажеры для проверки знаний.

Среди новых технологий в образовании выделяются виртуальная и дополненная реальность, а также аналитика данных и симуляция различных ситуаций. Важным трендом 2025 года станет искусственный интеллект (ИИ), как свидетельствует совместное исследование НИУ ВШЭ и Ultimate Education.

Эти технологии внедряются в учебные процессы для автоматизации ряда функций. Екатерина Латыпова, директор онлайн-школы «Фоксфорд», делится опытом: «Мы используем ИИ для модерирования чатов на вебинарах, что способствует созданию безопасной среды общения для учеников». Это не только очищает чаты от оскорбительных комментариев, но и помогает формировать у детей навыки экологичного общения.

Интеграция ИИ наблюдается и в высшем образовании. Александр Белобородов, заместитель начальника отдела НИУ «МЭИ», говорит о применении генеративного ИИ для проктеринга – контроля онлайн-экзаменов. Технологии ИИ также помогают выявлять индивидуальные особенности студентов, делая обучение более адаптивным и менее рутинным для преподавателей, что значительно упростит процесс оценки курсовых работ.

Цифровые двойники сложного оборудования становятся важным инструментом в подготовке будущих инженеров, позволяя студентам совершенствовать навыки работы с технологиями в режиме онлайн.

В образовании активно используются цифровые платформы, предназначенные для школ. Министерство просвещения РФ рекомендует такие электронные образовательные ресурсы, как «Академия Минпросвещения России», «Учи.ру» и «ЯКласс». Также популярными являются системы управления обучением (LMS), которые обеспечивают доступ к учебным материалам и контроль образовательного процесса.

Эксперты предсказывают развитие виртуальных ассистентов, которые помогут в работе с верифицированными источниками, а в будущем возможно появление персональных цифровых кураторов для студентов.

Например, один из проектов Новгородского госуниверситета предлагает платформу, использующую искусственный интеллект для адаптации учебного материала на основе успеваемости и интересов ученика.

Таким образом, цифровые решения уже начинают внедряться в образовательный процесс, улучшая индивидуальный подход к обучению.

Согласно разработчикам, система онлайн-образования может повысить успеваемость студентов на 30%. Эксперты выделяют два ключевых преимущества данного формата: он подходит для детей с ограничениями по здоровью и спортсменов, много времени проводящих на соревнованиях.

В 2024 году совокупная выручка ста крупнейших edtech-компаний России составила 144,5 млрд рублей, что на 19% больше по сравнению с предыдущим годом.

На рынке EdTech доминирует дополнительное профессиональное образование (55%), следом за ним идет детское онлайн-образование (29%), которое активно включает подготовку к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.

Также востребованы курсы по дополнительному образованию: робототехника, программирование, дизайн и профориентация. Программы по изучению иностранных языков занимают третье место на рынке, хотя их доля ничтожна (5%), спрос на них остается устойчивым.

По материалам: rg.ru