Для того чтобы проанализировать факторы, способствующие или, наоборот, препятствующие выполнению преподавательской деятельности, была проведена выборка вопросов среди педагогов. В частности, преподавателей спросили о двух ключевых аспектах: что в последнее время вызывало у вас положительные эмоции на рабочем месте и какие трудности вы встретили в своей профессиональной деятельности.
Полученные результаты показали, что основными источниками удовлетворения для учителей стали достижения и благодарности со стороны студентов и выпускников, что составило 47% ответов. Не меньшую долю – 45% – составили личные достижения, такие как профессиональное развитие, участие в научных конференциях, получение наград или грантов, работа над различными проектами, внедрение новых образовательных программ, а также проведение собственных исследований и публикаций в научных изданиях.
С другой стороны, обращает на себя внимание тот факт, что 84% опрошенных преподавателей признали наличие трудностей в своей работе. Из них 20% указали на сложности, связанные с взаимодействием со студентами, процессом оценки и контроля знаний учащихся. Преподаватели выделили несколько причин, по которым им трудно удерживать внимание студентов и поддерживать их мотивацию.
В частности, они отметили снижение своего авторитета, а также широкую доступность современных технологий, таких как нейросети, которые стали активно использовать студенты вместо традиционных методов обучения.
Дополнительно, 17% респондентов выразили недовольство по поводу бюрократических процессов в учебных заведениях, таких как необходимость составления больших объемов отчетов и длительных согласований. Аналогичное количество участников исследования (17%) сосредоточили внимание на технических проблемах, таких как сбои в работе программного обеспечения, недостаток необходимого оборудования, а также уход западных разработчиков программ в контексте постепенного сокращения сотрудничества с образовательными учреждениями.
Проблемы в взаимодействии и коммуникации с коллегами и административным персоналом отметили 16% педагогов, что также является значительным фактором, усложняющим рабочие процессы в учебных заведениях.
Некоторые преподаватели, в частности 9%, указали на недостаток собственных навыков, знаний и опыта, что также создает дополнительные трудности в их профессиональной деятельности. Кроме того, 8% участников опроса столкнулись с перегруженностью на рабочем месте, что создает негативные последствия для их продуктивности и общего состояния на работе.
Эти данные подчеркивают важность поддержания эффективной коммуникации между преподавателями, студентами и администрацией учебных заведений, а также необходимость оптимизации учебного процесса и снижения бюрократической нагрузки.
Немаловажно отметить, что в последние годы внимание исследователей и образовательных учреждений связано с использованием искусственного интеллекта (ИИ) для упрощения рутинных задач. В связи с этим разрабатываются различные ИИ-сервисы, которые потенциально могут облегчить труд преподавателей, позволяя им сосредоточиться на более важных аспектах своей работы, таких как развитие образовательных методик и повышение качества обучения.
Также в сфере образования принят ряд законов, направленных на уменьшение бюрократической нагрузки на преподавателей, что потенциально может привести к улучшению условий труда и повышению уровня удовлетворенности работой среди педагогов.