Восточный Крым получит археологический парк боспорских царей

Авг 31, 2024 / 21:06

СИМФЕРОПОЛЬ, 31 августа. /ТАСС/. В восточной части Крыма планируется восстановление резиденции боспорских царей, которая будет включать высокие стены, крепостные башни и цитадель, расположенные на месте античного городища Артезиан. Этот проект по замыслу станет первым археологическим парком региона, посвященным античной истории России. Об этом сообщает ТАСС, ссылаясь на руководителя Артезианской археологической экспедиции, профессора кафедры истории древнего мира и средних веков Московского государственного педагогического университета Николая Винокурова.

Восточный Крым получит археологический парк боспорских царей

Профессор Винокуров подчеркнул, что рабочее название этого амбициозного проекта звучит как «Археологический парк Артезиан - 1 200 лет античной истории России». Это название прямо отражает научно-исследовательскую деятельность, проводимую Артезианской археологической экспедицией в Крыму, а также подчеркивает важность основного памятника проекта - городища и некрополя Артезиан, которые исследуются на протяжении уже четырех десятилетий. Благодаря масштабным раскопкам, обнаруженные артефакты и конструкции позволяют считать этот памятник своего рода музеем под открытым небом, отвечающим требованиям современного научного познания.

В рамках реализации проекта предполагается создание стационарного научного лагеря для организации полевых работ, что создаст все условия для глубокого изучения исторического и культурного наследия этих мест. Кроме того, будет разработан экскурсионный маршрут, который позволит туристам и исследователям подробнее узнать об античной истории региона. Установку информационных табличек также планируется включить в проект, чтобы посетители смогли ознакомиться с исторической значимостью находящихся на территории парка объектов.

Среди основных элементов проекта будет воссоздана царская боспорская резиденция, которая будет окружена фортификационными укреплениями, существовавшими во времена Митридата Евпатора Диониса. Также воссоздание объектов будет касаться более ранней цитадели периода боспоро-римской войны 46-47 годов, времени правления царей Котиса I (до 64 года н.э.) и Савромата I. В проекте предусмотрены крепостные башни, стены, рвы, а также отдельно стоящие обзорно-дозорные башни, что придаст воссозданной резиденции историческую подлинность и позволит визуально перенестись в древность.

Кроме того, в рамках археологического парка запланировано создание жизнедеятельности, включая сооружения, воссозданные в натуральную величину. Это будут жилые, хозяйственные и подсобные постройки, включая работающие аналоги древних виноделен, рыбозасолочных комплексов, каменотесных и гончарных мастерских, красильных производств и кузниц. Такой подход позволит не только исследовать археологические памятники, но и демонстрировать уровень жизни и ремесленные навыки древних цивилизаций, обитавших на этих землях, что привлечет внимание не только ученых, но и посетителей парка в целом.

В рамках нового проекта планируется создание экспериментальной сельскохозяйственной зоны, посвященной реконструкциям и возрождению древних аграрных технологий. Этот проект будет включать в себя различные компоненты, такие как огороды, виноградники, фруктовые сады, теплицы и оранжереи, а также фермы и сопутствующие элементы.

Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, который включает в себя археологическое городище, сообщает через агентство ТАСС о намерениях создать на территории Артезиана комплекс, который будет не только туристическим, но и культурным центром. Директор музея-заповедника Татьяна Умрихина в ответе на запрос ТАСС подчеркнула, что это заведение должно стать основным местом для изучения, хранения, развития и популяризации античных поселений Восточного Крыма.

Она добавила, что сейчас необходимо провести обширную работу по разработке концепции для археологического парка, а также создать подходящую научно-проектную документацию. На данный момент музею удалось осуществить организацию круглогодичной охраны некрополя Артезианского городища, что поможет защитить его от грабителей. Также была проведена электрификация объекта, что значительно улучшит его инфраструктуру.

Региональное министерство культуры, в свою очередь, информировало ТАСС, что дискуссии по созданию археологического парка находятся на начальной стадии и уже имеются предварительные планы по его развитию. В ответе, подписанном первым заместителем министра культуры региона Ольгой Буровой, указано, что был определен список мероприятий для вовлечения археологических объектов в культурные и просветительские программы, а также выставочную деятельность.

Городище Артезиан является одной из крупных крепостей с непростой планировкой, включая различные жилые кварталы и сооружения для обороны. Оно играло важную роль в системе форпостов, защищавших ключевые центры Боспорского царства от кочевнических вторжений, происходящих со стороны Перекопа. Таким образом, это место имеет важное историческое значение и является объектом интереса для культурного и исторического изучения.

В этом полевом сезоне исследователи и волонтеры Артезианской археологической экспедиции в Крыму сделали важное открытие, подтвердившее более раннее происхождение античного городища. Они нашли фрагмент кратера, который использовался в древности для смешивания вина с водой. Эта находка является самой ранней античной находкой на данном городище. Датируется она VIII веком до нашей эры, что еще раз подтверждает значимость Археологического парка как места для исследования наших предков и изучения истории, бережно сохраняющей наследие различных цивилизаций.

По материалам: news.rambler.ru