Влияние запрета RHD в MotoGP на аэродинамику

Май 9, 2024 / 07:12

Аэродинамическое воздействие в соревнованиях MotoGP под угрозой, поскольку новый Технический Регламент на сезон 2027 года серьезно ограничит применение и развитие аэродинамических элементов, включая винглеты. Это вынудит заводские команды постепенно избавляться от этих конструкций. Тем не менее, более значимым изменением будет запрет на RHD (ride height device), устройства динамического занижения подвески и стартовые устройства.

Влияние запрета RHD в MotoGP на аэродинамику

Почему же запрет на последние намного важнее полного запрета на аэродинамику? Во-первых, эффективность аэродинамических улучшений в MotoGP напрямую связана с использованием RHD. Многие эксперты утверждают, что системы управления высотой подвески помогают снизить центр тяжести мотоцикла, что облегчает его управление пилотом при активном ускорении или торможении. Однако это только поверхностное объяснение. Суть заключается в том, что такие устройства значительно улучшают общую производительность мотоцикла. Понижение эффекта wheelie стало лишь побочным результатом действия аэродинамического комплекса.

Ducati и их инженеры в течение нескольких лет оставались на шаг впереди конкурентов и регламентаторов MotoGP. Однако правда в итоге всегда становится явной. Другие команды начали следовать их примеру, разгадывая секрет успеха Ducati. Сегодняшние аэродинамические технологии преследуют цель догнать уровень формулы-1 и других высокоскоростных автоспортивных серий в достижении так называемого 'ground effect' - эффекта 'прилипания' к асфальту гоночных машин.

Суть аэродинамического эффекта, который рассматривается здесь, заключается в создании зоны низкого давления между асфальтом и днищем автомобиля. Но как это связано с мотоциклами, у которых вообще нет днища? У мотоциклов уже давно есть свои собственные методы использования аэродинамических принципов.

Например, у некоторых моделей присутствуют горизонтальные спойлеры, так называемые «ложки» под брюшком, которые способствуют созданию дополнительного прижимного усилия на заднем колесе, а также обдувают его для охлаждения. Чем ниже к асфальту расположена «ложка», тем эффективнее она работает.

Для мотоциклов в MotoGP применяется специфический подход к созданию аэродинамического эффекта. Специалисты по аэродинамике разрабатывают две зоны разрежения воздуха с помощью специальных панелей впереди мотоцикла и по бокам. Одни панели направляют воздух сверху-вниз, создавая зону повышенного давления, в то время как другие панели «разрезают» поток снизу-вверх, образуя зону низкого давления.

Примером реализации этого аэродинамического подхода является обвес Yamaha YZR-M1 с последних тестов в Хересе, где эта концепция была использована очень явно. Aprilia и Ducati также ранее применяли подобные решения. Фронтальные винглеты прототипов MotoGP не подвижны и обладают линейной зависимостью эффективности от скорости: чем выше скорость, тем больший эффект они оказывают.

Это позволяет получить стабильное прижимное усилие как на прямых участках, так и в поворотах, где прототипы могут прокладывать путь по самому краю покрышек. Эффективность аэродинамического пакета в целом зависит от угла атаки профиля винглетов. Инженерам приходится искать баланс между агрессивностью угла атаки и создаваемыми помехами для движения, поскольку более агрессивный угол атаки может изменить вектор приложения сил, направляя их не только вперед, но и вниз с большим углом.

Современный прототип MotoGP стремится к идеальному балансу и аэродинамичности, лишенному любых лишних элементов на обтекателе, позволяющему мотоциклу скользить по воздуху беспрепятственно. Недавно Ducati начала экспериментировать с винглетами, изменяя угол атаки для повышения эффективности закрылков с помощью RHD, что существенно улучшило работу аэродинамики.

Отношение к запрету развития аэродинамики в мире MotoGP вызвало разногласия: одни считают, что аэродинамику следует полностью запретить, другие же утверждают, что запрет на развитие может стать препятствием для прогрессивных идей. С точки зрения чистого спорта и развития прототипов, важно сохранять разнообразие и инновации.

Однако гонщики и производители мотоциклов для массового рынка видят в развитии аэродинамики проблемы. Зачастую современные гаджеты усложняют управление мотоциклами, делая обгоны сложнее, поддержание позиции лидера более трудным из-за множества побочных эффектов и проблем с перегревом переднего колеса. Эти аспекты делают развитие аэродинамики спортинговых мотоциклов проблематичным и вызывают неоднозначную реакцию в мире гонок и мотоциклетной индустрии.

Однако, гонщиков обычно не интересует мнение членов MSMA. Важно отметить, что с появлением новых моделей мотоциклов с 2020 по 2024 год, как в Японии, так и в Европе, производители начали устанавливать закрылки даже на маломощные спортбайки и спортивные туристические мотоциклы объемом 400-500 куб.см.

Зачем? Основная цель закрылок – это не только придание спортивного вида, но и улучшение стабильности мотоцикла на высоких скоростях и увеличение эффективности торможения. Хотя улучшения от сравнительно небольших и жестких винглетов несущественны, они подтверждены результатами тестов. Размеры винглетов на мотоциклах Honda скромны - ширина обычно не превышает 50-60 мм, но длина может достигать 200-250 мм.

С увеличением мощности и скорости мотоцикла увеличивается также и сложность аэродинамических элементов. Несмотря на это, ни один производитель не пойдет на уменьшение дорожной безопасности из-за возможной опасности, которую представляют закрылки как для других участников дорожного движения, так и для самих мотоциклистов.

Лидеры в мотоиндустрии считают, что разработка аэродинамических устройств ведет в тупик, так как их применение в серийном производстве невозможно. С уменьшением скоростных режимов на общественных дорогах (в целях обеспечения безопасности), эволюция аэродинамических характеристик мотоциклов становится все менее целесообразной.

Хотя мотоциклы всё еще способны разогнаться до 299 км/ч, это в основном незаконно. Почему, таким образом, углубляться в эту тему? RHD, как технология, способствующая аэродинамике, остается лишь прототипной концепцией и не имеет реального применения в производстве уличных мотоциклов.

В Регламенте MotoGP на 2027 год внешние размеры прототипов значительно уменьшились с 600 до 550 мм, а выступающие по краям винглеты также ограничены на 50-60 мм. Новые правила ограничивают эффективность развесистых винглетов без правой руки (RHD). Эти изменения указывают на глобальную тенденцию к изменению мотоциклетной индустрии.

Одним из главных событий стал возвращение KTM 990 RC R на рынок уличных супербайков начиная с 2025 года, что вызвало большой интерес у поклонников мотоспорта. KTM объявили о новой модели спортбайка с двигателем V2 объемом 990 куб.см. и планировании выпуска в 2025 году. Подробности о модели, цене и ее доступности для общественных дорог пока остаются загадкой.

Новый Технический Регламент MotoGP 2027, опубликованный FIM и Dorna Sports, представил новую эру в Больших Призах с множеством изменений и инноваций. Новые правила и нормы повлекут за собой значительные изменения и вызовы для команд и производителей.

На фоне этого Lemarc Чемпионат России по шоссейно-кольцевым гонкам 2024 года обрел свою форму и стал актуальным событием для мотогонок в стране. Анонсированы административный и технический регламенты, направленные на улучшение организации и проведения гоночной серии.

Эксперименты с мотонавигаторами на базе Apple CarPlay и Android Auto стали интересным направлением развития технологий для мотоциклистов. Один из тест-драйвов MAXCA Xplay C5 (CarPlay Lite C5) заслуживает особого внимания благодаря уникальным функциям и возможностям, которые могут значительно облегчить путешествия на мотоцикле. Новшества в индустрии мотоспорта и мототехники позволяют предвидеть интересные и инновационные изменения в ближайшем будущем.

Новое понятие в мире мотоциклетной навигации появилось с выпуском MAXCA XPlay C5 Pro, мультимедийного центра, который позволяет владельцам Honda Gold Wing и Africa Twin насладиться полноценными автомобильными головными устройствами с поддержкой Android Auto и Apple CarPlay. Отныне вождение на мотоцикле стало еще удобнее и комфортнее благодаря этой инновации.

MotoGP – это не просто увлекательные гонки, но и настоящее шоу, которое завоевывает сердца миллионов поклонников по всему миру. На фоне скандальных моментов вокруг посещаемости Гран-При Испании, Гран-При Франции на трассе Le Mans Bugatti Circuit остается неоспоримым рекордсменом по числу зрителей.

Франция, Вива ля франс! Французские гонщики Жоан Зарко и Фабио Куартараро обязательно постараются удивить и порадовать своих фанатов, их выступления ожидаются с особым вниманием. Каковы прогнозы погоды на FrenchGP MotoGP 2024 и какая будет программа мероприятий?

Атмосфера AMA Supercross 450SX накаляется: травмированный Купер Уэбб сталкивается с главным претендентом на титул чемпиона – Джеттом Лоуренсом. Битва проходит на высоком уровне, команда Star Yamaha официально сообщает о травме конкурента Купера Уэбба, поднимая ставки в схватке за звание лучшего в AMA Supercross 450SX. Отъезжая в закат, Уэбб покидает сцену после субботней гонки в Денвере, который становится свидетелем борьбы за лидерство.

MotoGP 2024 не обойдется без событий: Гран-При Казахстана переносится из-за ЧП в стране, руководство Dorna Sports и FIM принимает решение перенести проведение гонки на более поздний срок.

А в рамках празднования любимой всеми фанатами Star Wars, братья Лоуренсы из Team Honda HRC наносят ответный удар на трассе в Денвере, штат Колорадо, где Джетт Лоуренс и Хантер Лоуренс продемонстрировали выдающиеся спортивные достижения. Гонки AMA Supercross 2024 на Эмпауэр Филд в Майл Хай прошли с яркими поединками и захватывающими моментами, принеся волнение и эмоции всем болельщикам. Каждый этап сезона - это возможность увидеть великолепные гонки на высочайшем уровне, и прошедший 16 этап в Денвере не стал исключением.

По материалам: motogonki.ru