Влияние цифровых технологий на философию и гуманитарные науки

Июн 9, 2025 / 00:21

Цифровые технологии сегодня охватывают практически все сферы жизни, включая общение в социальных сетях и управление умными домами. Однако в гуманитарных науках, особенно в философии, их применение долгое время оставалось исключением.

В отличие от естественных наук, где компьютерные технологии используются для анализа и моделирования данных, философия редко использовала цифровые инструменты, несмотря на то, что активно обсуждает их влияние. Это вызывает вопросы: почему философия, рассуждая о цифровом, так слабо вовлечена в его практическое применение?

Влияние цифровых технологий на философию и гуманитарные науки

Философия сосредоточена на изучении сущностных аспектов реальности и морали, полагаясь на текстовый анализ и логическое рассуждение. Однако в эпоху цифровизации, где реальность все больше демонстрирует медиатизированность и перенасыщенность данными, философы сталкиваются с необходимостью интеграции цифровых элементов в свои исследования.

Это понимание ведет к изменениям в подходах кstudying, где важна связь с цифровыми акторами и смыслами, возникающими на пересечении человечества и технологий.

Недавние старания в области цифровой гуманитаристики предоставляют новый подход для философских исследований, где цифровые технологии становятся не просто объектом анализа, а основой методологии. Таким образом, открывается возможность более глубоко понять влияние цифровой среды на человеческое восприятие и знание, расширяя границы философского дискурса.

Лингвисты активно применяют машинное обучение для анализа обширных текстовых массивов, историки создают цифровые архивы и исследуют исторические данные, а искусствоведы разрабатывают виртуальные реконструкции утраченных культурных памятников.

Философия тоже начинает воспринимать эти новшества, хотя и с осторожностью. Из-за специфики своей работы философы часто не имеют времени на изучение программирования. Ранее, чтобы внедрять компьютерные методы в гуманитарные исследования, требовались серьезные навыки в программировании и аналитике. Однако теперь даже гуманитарии, не имеющие опыта в IT, могут легко применять готовые инструменты.

Генеративные искусственные интеллекты способны анализировать тексты и генерировать идеи, библиотеки на Python, такие как NLTK и SpaCy, упрощают естественный язык, а платформы визуализации данных, например, Tableau, помогают делать сложные концепции более доступными и наглядными.

С учетом доступности цифровых инструментов, философы начинают осваивать новые методы. Эта область уже имеет название - вычислительная философия (Computational Philosophy), которое подразумевает как использование вычислительных моделей для моделирования логических систем, так и применение компьютерных технологий в философских исследованиях.

Ярким примером является работа Марка Альфано «Digital Humanities for History of Philosophy: A Case Study on Nietzsche» (2018), демонстрирующая успешное использование цифровых методов в философии.

В данной работе автор исследует тексты Фридриха Ницше с использованием методов анализа и визуализации данных. Основным вопросом, на который он отвечает, является значение фразы Ницше о стремлении «вернуть человека обратно в природу». Для этого анализируется взаимосвязь концептов влечения, инстинкта и добродетели в его текстах.

Автор приходит к выводу, что Ницше интерпретирует добродетель как хорошо регулируемое влечение; возвращение в природу может означать снижение понятия добродетели до натуралистических характеристик. С использованием таких инструментов, как Tableau Public, исследование показывает частотность и контексты употребления этих понятий.

Также рассматривается работа Моти Мизрахи «Theoretical Virtues in Scientific Practice: An Empirical Study», направленная на изучение научных текстов в области биологии и физики. Здесь акцент сделан на проверку теории о том, что при формировании научных гипотез и оценивании суждений исследователи учитывают не только их проверяемость, но и соответствие теоретическим добродетелям, таким как простота и последовательность.

Мизрахи, применяя технологии анализа данных, исследовал большие объемы научных обработанных материалов, которые выявили, что ученые реже упоминают важность теоретических добродетелей, хотя иногда акцентируют на этом внимание.

Исследования показывают, что менее трети упоминаний о добродетелях наблюдается в контексте моделей, почти пятая часть — в теориях, а лишь около 15% — в гипотезах.

При обсуждении теоретических добродетелей наиболее часто выделяются точность, последовательность и простота. Эти исследования имеют значение для понимания факторов, влияющих на создание научного знания, что может в дальнейшем привести к их регулированию.

В философских исследованиях активно применяются и методы компьютерного моделирования. Например, в статье Берта Баумгартнера «Да, Нет, Возможно: веритистский подход к эффекту эхо-камеры с использованием трихатомйной модели убеждений» анализируется эффект эхо-камеры, при котором убеждения укрепляются в замкнутых сообществах.

Баумгартнера интересует, как в таких группах распространяются знания, и с помощью инструмента NetLogo он изучает сопротивление к эффекту эхо-камер.

Приверженцы компьютерной философии уверены, что цифровые технологии кардинально изменят подходы к философским исследованиям, заменяя традиционные методы.

Коннор Мейо-Уилсон и Кевин Золлман в своей работе «Компьютерные симуляции в философии» (2021) утверждают, что компьютерные симуляции могут стать важным инструментом в философии, особенно в таких областях, как социальная эпистемология и политическая философия, открывая новые горизонты для анализа и понимания.

Авторы статьи подчеркивают, что компьютерные модели способны дополнить традиционные философские методы, включая мысленные эксперименты. Например, проблему вагонетки — этическую дилемму о жертве одного ради спасения нескольких — можно рассмотреть с помощью многоагентных систем.

В таких моделях виртуальные агенты принимают решения, что позволяет проследить, как различные факторы влияют на их выбор. Утверждается, что компьютерное моделирование может стать важным методом в философии.

Тем не менее, нужно быть осторожными в таких прогнозах. Ясно, что философия и другие науки начинают использовать цифровые инструменты для более глубокого понимания нашего сложного мира.

Возможно, искусственный интеллект в будущем не только смоделирует, но и поможет решить философские проблемы, однако сейчас более реалистично рассматривать компьютерные технологии как дополнение к традиционным методам в тех случаях, когда это дает новое понимание.

Среди методов философского исследования можно выделить концептуальный анализ, который помогает разобраться в сложных понятиях, таких как «свобода». Современные технологии, например, обработка естественного языка (NLP), позволяют анализировать большие объемы текстов, выявляя закономерности в использовании философских концептов.

Концептуальный инжиниринг представляет собой процесс создания и усовершенствования идей, что приводит к переосмыслению устоявшихся концептов и появлению новых. В частности, важным вопросом становится переопределение понятия «справедливость» в контексте искусственного интеллекта и разработка новых концептов для описания цифровой реальности.

Благодаря компьютерным технологиям и алгоритмам машинного обучения возможно не только анализировать существующие идеи, но и выявлять пробелы в философских дискуссиях, что позволяет генерировать новые концепты, обычно невидимые традиционными методами. Например, мысленный эксперимент, связанный с проблемой вагонетки, можно адаптировать в формате компьютерной игры, что обеспечит интерактивное взаимодействие с абстрактными моделями.

Вопрос о том, как именно следует проводить философские исследования с использованием компьютерных технологий — открытый. Исторически философия отличалась многообразием подходов и свободой в поисках, что подразумевает возможность экспериментирования с новыми формами и интеграцией цифровых технологий в исследовательский процесс.

Однако в российской философии по-прежнему не существует единого направления, которое бы систематически применяло компьютерные технологии в своих исследованиях. Несмотря на отсутствие традиции, ведутся работы известных философов, затрагивающих тему осмысления цифровых технологий и их влияния на общество и мышление.

В связи с компьютерной философией стоит отметить важные аспекты точной эпистемологии, развиваемой Виктором Константиновичем Финном и его учениками. Основное внимание уделяется созданию алгоритмических процедур для генерации научных гипотез, что само по себе представляет интерес в контексте цифровизации философских наук.

Особенно актуальна концепция визиософии, которая исследует применение цифровых средств для визуализации философских идей. В рамках современных философских экспериментов используется генеративный искусственный интеллект, а также проводятся работы по методологии историко-философской рефлексии с применением технологий анализа данных.

Важным событием стало то, что в 2024 году проект «Разработка методологии применения компьютерных технологий в философских исследованиях» получил поддержку Российского научного фонда. Под руководством Екатерины Алексеевой, доцента философского факультета ГАУГН, проект стремится интегрировать цифровые инструменты в философские исследования, что должно изменить подход к философской рефлексии.

Главная цель проекта — систематизация рассеянных исследований и создание методологической основы для них. Это станет новым шагом для реактуализации философии и её интеграции в современный мир. Также стоит отметить обновленные образовательные программы на философском факультете ГАУГН, среди которых бакалавриат и магистратура «Философия и современные научно-технологические вызовы», что подчеркивает значимость философии в современном обществе.

По материалам: www.kommersant.ru