В Псковской области планируется внедрение нового алгоритма под названием «Госджипити». Этот инструмент предназначен для преобразования официальных текстов, написанных чиновниками, в более доступный и понятный для граждан язык. Инициатива была озвучена Виталием Рахмановым, начальником управления цифрового развития правительства региона, в эфире телеканала «Вести».
В ходе общения с представителями СМИ Рахманов отметил, что многие граждане сталкиваются с трудностями в понимании ответов государственных служащих на свои обращения. Он объяснил это явление профессиональной деформацией, возникающей у чиновников, которые долгое время работают в системе. Сам Рахманов также признается, что в личных беседах его неоднократно просили выражаться более ясно и понятно. Чиновник уверен, что применение технологий искусственного интеллекта поможет справиться с этой проблемой. По мнению экспертов, опрошенных Business FM, задача вполне решаема.
Современные алгоритмы уже способны упрощать научные тексты, и с канцелярским языком они справятся еще проще, считает Юрий Гизатуллин, организатор IT-компании Tiqum. Он заметил: "Сегодняшнее поколение часто не в состоянии осилить сложные научные статьи. Однако полезный и ценный контент по-прежнему существует и востребован. Молодежь, представляющая "поколение Z", нуждается в том, чтобы сложные идеи были доступны и четко объяснены простыми словами. Это можно реализовать, и это станет реальностью".
Однако полезно также задуматься о том, что новая система может иметь обратную сторону. Например, любой пожилой человек может не слишком дипломатично выразить свое недовольство по поводу длительного ожидания ремонта какой-либо лавки. Если написать: "Негодяи бессовестные, три года не могут починить лавку, сынок, ты уж там разберись", алгоритм преобразует этот текст в формализованный запрос, который будет содержать ссылки на необходимые постановления и приказы. В результате это может побудить высокопоставленного госслужащего лично заняться устранением проблемы.
Ожидается, что реализация алгоритма «Госджипити» будет не только способствовать улучшению коммуникации между государственными органами и населением, но и позволит снизить уровень недовольства граждан, значительно повысив качество предоставляемых услуг. С помощью такой технологии можно будет избегать непонимания, возникающего из-за излишнего бюрократического языка, и вместо этого говорить с людьми на простом и доступном языке, что, безусловно, важно для построения доверительных отношений между служителями власти и населением.
Ключевым вопросом остается практика применения такого алгоритма в реальных условиях и его эффективность. Будет ли он действительно работать в интересах граждан или станут формироваться новые формальные барьеры в коммуникации? Важно, чтобы «Госджипити» не стал очередной механической системой, а действительно заметно улучшил уровень взаимодействия граждан с государственными структурами. Так или иначе, положительные изменения возможны, и внедрение искусственного интеллекта в данный процесс выглядит перспективно.
В условиях жесткого контроля со стороны прокуратуры многие пользователи обращаются к специализированным инструментам, которые способны помочь им в подаче обращений и написании жалоб.
В частности, генеральный директор компании Dbrain и автор популярного телеграм-канала AI Happens Алексей Хахунов заметил, что такие алгоритмы широко применяются для решения различных задач, особенно когда речь идет о формулировке недовольства по поводу услуг, предоставляемых коммерческими организациями.
Например, если клиенту не понравилось качество работы отеля, использование алгоритма, подобного GPT для написания обращения может значительно повысить вероятность того, что проблема будет разрешена. «Люди действительно восхищаются возможностями таких инструментов», — замечает Хахунов.
Однако, несмотря на практическое применение и успехи в данной области, существуют важные предостережения, на которые строит свое мнение Роман Душкин, генеральный директор компании, занимающейся разработкой систем искусственного интеллекта «А-Я эксперт». Он акцентирует внимание на том, что использование больших языковых моделей для составления обращений в государственные органы может быть рискованным.
Такие модели могут непреднамеренно генерировать ложные данные, включая искаженные ссылки на законодательные акты, которые не существуют. Это приводит к серьезным последствиям, особенно в правовых вопросах. «Лучше всего иметь под рукой опытного юриста, который сможет проверить информацию, чтобы избежать возможных недоразумений», — подчеркивает Душкин.
Он приводит примеры из международной практики, где юристы, полагающиеся на алгоритмы, столкнулись с неудачами из-за фальсифицированных данных, введенных искусственным интеллектом.
Сложившаяся ситуация вызывает некоторые огорчения, поскольку активное обсуждение возможностей и ограничений текущих технологий с трудом затрагивает более основополагающий вопрос: не является ли целесообразным вернуться к элементарным принципам человеческого общения?
В эпоху цифровизации, где автоматизация и приветственные алгоритмы заполнили все сферы жизни, кажется, что люди на самом деле забыли, как вести конструктивные диалоги друг с другом, ведя при этом честные и предметные разговоры.
Учитывая все сложности и потенциальные подводные камни, связанные с использованием искусственного интеллекта для взаимодействия с различными службами, стоит ли забывать о базовых навыках, умении четко выражать свои мысли и чувства в устной или письменной форме?
Вероятно, именно это могло бы существенно улучшить качество взаимодействия между клиентами и поставщиками услуг, а также уменьшить зависимость от технологий, которые хоть и удобны, но иногда могут давать сбой.
Пожалуй, многие из нас просто должны вспомнить, что общение с другими людьми — это важный аспект нашей жизни, требующий не только слов, но и взаимопонимания.