Исследование показало, что в 2023 году основные технологические решения, которые были внедрены среди малого и среднего бизнеса (МСБ), включают нейросети (39%), усовершенствованные системы кибербезопасности (35%) и облачные сервисы (20%). Этот вывод сделали специалисты продукта «Прогноз спроса» Platforma и аналитики финансового маркетплейса «Российский бизнес».
Видно, что российские компании МСБ начали переходить на более современный ИТ-инструментарий, отказываясь от устаревших технологий. Только 15% компаний не обновили свою ИТ-инфраструктуру в 2023 году, что говорит о тенденции к обновлению. Руководители чаще всего отказывались от старых версий коммерческого ПО (19%), устаревших систем видеоконференций (18%) и устаревших методов и технологий digital-маркетинга (17%). Интересно, что 13% компаний отказались от использования технологий искусственного интеллекта.
Также были внедрены новые CRM-системы в 15% компаний, а интернет вещей стали использовать 10% компаний. Половина всех внедренных технологий в 2023 году были отечественными. У большинства предпринимателей (73%) отмечается, что функционал и работоспособность отечественных сервисов не уступают зарубежным.
Помимо этого, МСБ стали более активно использовать технологии Big Data. Приблизительно 44% компаний используют инструменты анализа больших данных для оптимизации бизнес-процессов, а 16% планируют внедрить их в ближайшем будущем. Самый распространенный сценарий применения инструментов Big Data — снижение финансовых рисков через аналитику (23%). 22% компаний используют большие данные для прогнозирования спроса и увеличения объема продаж, а 18% смогли оптимизировать логистические процессы с помощью Big Data.
Треть компаний высоко оценили эффективность использования инструментов для работы с большими данными, согласно опросу в 2023 году. Самыми эффективными технологическими решениями, внедренными российским бизнесом, оказались машинное обучение и нейросети (19%), новые версии CRM-систем (15%), а также системы управления клиентским опытом (CX) (14%). Среди других технологий предприниматели также выделили инновационные облачные сервисы и интернет вещей (IoT) – по 14%.
Руководители компаний также поделились информацией об аллоцированных бюджетах на внедрение и поддержку технологий в 2023 году. 23% выделяли до 10% от общего бюджета, 17% – до 20%, шестая часть – до 30%, а 11% – более 30%. Однако 22% компаний вообще не планировали расходовать бюджет на технологии.
В 2023 году компании практически всех отраслей продолжили обновлять свои технологии, чтобы соответствовать требованиям рынка и оставаться конкурентоспособными. Наибольшее количество обновлений провели компании в сферах маркетинга и рекламы (80%), финансовых услуг (72%), а также в сферах кафе, ресторанов (39%) и здравоохранения (32%). Кроме того, все больше компаний начали переходить на отечественные технологические решения, и уже почти половина малых и средних предприятий в России используют инструменты для работы с большими данными.
Согласно данным финансового маркетплейса «Сравни», в 2023 году малый и средний бизнес активно развивался благодаря увеличению предложения кредитов. К началу 2023 года портфель кредитов МСБ достиг рекордных 9,6 трлн рублей. Представители малого и среднего бизнеса в 2023 году запросили через «Сравни» кредиты на общую сумму в 345 млрд рублей. Средний запрошенный кредит в 2023 году составил 9,8 млн рублей. Наибольший интерес кредитам для бизнеса проявили пользователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга.
Чаще всего кредиты для бизнеса запрашивали представители сферы торговли – на них пришлось 42% заявок. На втором месте было строительство (27%), а за ним последовали сферы услуг, транспорта (по 10%) и общественного питания (5%). Интернет-торговля (4%) и сельское хозяйство (3%) также вошли в топ-10 по числу заявок на кредиты. Для остаться в курсе значимых событий в розничной торговле, подписывайтесь на новостные рассылки и на каналы Telegram, Vkontakte и Дзен портала Retail.ru.