Стартап Uzum, работающий в сфере онлайн-коммерции, финансовых технологий и доставки еды в Узбекистане, привлек инвестиции в размере $114 миллионов, став первым единорогом в стране с оценкой в $1,16 миллиарда.
По данным правительства Узбекистана, страна обладает благоприятной средой для стартапов благодаря молодой аудитории, превышающей 60% населения из более чем 35 миллионов человек моложе 30 лет. Уровень грамотности в стране составляет практически 100%, интернет-покрытие превышает 76%, а мобильный доступ более 75%.
В 2020 году в Узбекистане было основано около 1200 стартапов, большинство из которых, 85%, находились на ранних стадиях развития. Согласно Азиатскому банку развития, финтех-стартапы составляют 30% рынка, что делает их крупнейшим сегментом, а стартапы в сфере электронной коммерции — 27%.
Однако, несмотря на это, наблюдается дефицит услуг электронной коммерции, что может быть причиной низкой доли онлайн-торговли – всего 2,2% от общего объема розничного рынка Узбекистана по данным компании KPMG на декабрь 2022 года.
Согласно основателю и генеральному директору Uzum Джасуру Джумаеву, узбекистанцы ранее совершали покупки онлайн через социальные сети, такие как Instagram, TikTok и Telegram. Большинство покупателей взаимодействовали с продавцами через группы в социальных сетях, однако у этих продавцов был ограниченный ассортимент товаров и отсутствовала логистическая поддержка.
Джумаев увидел потенциал создать в Узбекистане то же, что Amazon сделал во многих других странах – рынок, предлагающий комплексную логистику и доставку.
Компания Uzum начала свою деятельность с создания логистических систем, автопарка и пунктов выдачи заказов, гарантирующих доставку на следующий день. Торговая площадка была запущена в октябре 2022 года, и на данный момент у неё более 8 миллионов активных пользователей в месяц и более 9000 продавцов, которые предлагают более 600 000 товаров.
В сравнении с этим, на крупнейшем уличном базаре в стране ежедневно продаётся около 70 000 товаров. За первый полный год работы стартап зарегистрировал общую стоимость товаров в размере $150 000 000 и ожидает, что оборот в текущем году достигнет минимум $300 000 000.
Сразу после успешного запуска на рынке, компания Uzum решила войти в область финансовых технологий с предложением «покупай сейчас, плати потом» (BNPL). Согласно Джумаеву, около 45-50% транзакций в сфере электронной коммерции приходится на услуги BNPL.
Uzum также расширила свою деятельность на сферу доставки еды и создала цифровой банк. В рамках раунда серии A компания Uzum привлекла $52 000 000 в качестве акционерного капитала и $62 000 000 в виде долговых обязательств. В инвестировании участвовали FinSight Ventures, Xanara Investment Management и руководство самой Uzum. Инвесторы в этом раунде получили менее 5% доли в стартапе, который впервые привлек внешние инвестиции.
В текущем году компания также планирует привлечь около $200 000 000 в рамках раунда серии B от инвесторов из Ближнего Востока, Великобритании и США. Uzum собирается использовать две трети нового финансирования для развития своего финтех-сегмента и одну треть для расширения своей электронной коммерции. В планах компании — создание продуктов для беззалогового кредитования для физических лиц и малого бизнеса.
Компания также намерена вложить средства в развитие собственной IT-инфраструктуры и логистических систем. К к концу текущего года Uzum планирует объединить все свои предложения в двух суперприложениях: одно будет ориентировано на потребительский сегмент, а другое — на бизнес-сектор.
Также запланировано открытие в июне «крупнейшего» логистического комплекса для электронной коммерции в стране. Первоначально площадь планировалась около 112 000 квадратных метров, но за ближайшие годы её планируют расширить до более чем 500 000 квадратных метров.