В этом году российская наука вступила в новый этап, основываясь на госзаданиях, поступающих от бизнеса. Это требование требует от ученых адаптации к новым условиям, учитывая, что наука является основой для достижения технологического суверенитета страны.
Важнейшую роль в этом процессе играет Российская академия наук (РАН). Академия осуществляет выбор приоритетных направлений развития, а также проводит экспертизу значимых государственных проектов, включая дорожные карты в таких высокотехнологичных областях, как «искусственный интеллект», «квантовые коммуникации», «современные мобильные сети» и «космические системы».

РАН активно участвует в национальных проектах по технологическому лидерству, анализируя не только первоначальные заявки, но и отчеты о выполнении работ. Академия также предложила инициировать дополнительные проекты, сосредоточенные на достижении технологического лидерства через долгосрочное планирование в областях, где российская наука демонстрировала высокий уровень компетенций, таких как «ядерные технологии», «биотехнологии» и «фотоника».
Ключевым вопросом остается интеграция научных разработок в промышленность, так как продвижение важных технологий и их коммерциализация зачастую осуществляется медленно или не происходит вовсе. Этот вопрос поднимался на каждой встрече РАН нобелевским лауреатом Жоресом Алферовым, подчеркивая важность практического применения научных достижений.
Достижение технологического суверенитета невозможно без решения текущих проблем в сфере науки и технологий.
Новая концепция работы научных организаций, условно названная «Госзадание 2.0», дает основания надеяться на успешное решение этих вопросов.
Вице-президент РАН, академик Степан Калмыков, который курирует эту инициативу, утверждает, что данная программа не имеет ничего общего с советским Госпланом, так как современные реалии социального и экономического уклада отличаются.
Крупные компании теперь не подчиняются жесткому планированию.
Сравнение новой системы с функционировавшим в СССР Государственным комитетом по науке и технике (ГКНТ) оправдано, поскольку тогда было проще объединять науку и технику для разработок.
Ключевым элементом нового формата является подача заявок со стороны компаний на решения, которые они ожидают от научного сообщества.
Эксперты академии рассмотрят эти заявки, отсекая неактуальные, и формируя портфель.
Академические институты и вузы затем выбирают темы из этого портфеля для исследования.
Важно отметить, что окончательный портфель будет включать только заявки на фундаментальные и исследовательские работы, а на одну заявку могут претендовать несколько институтов.
В этой связи экспертам необходимо будет определить наиболее подходящий из них для выполнения задания с наилучшим результатом.
В случае, если заявка не была одобрена экспертами, у «побежденных» есть несколько путей дальнейшего развития.
В частности, в их портфеле могут остаться проекты, на которые не нашлось конкурентов. Комиссия может предложить таким коллективам рассмотреть эти оставшиеся заявки, что позволит решить вопросы с финансированием и поддержкой, приносит выгоду как науке, так и бизнесу, подчеркивает вице-президент РАН.
Однако возникает ключевой вопрос о финансировании прорывных исследований, требующих новых материалов и оборудования, что связано с большими затратами. Как отмечает Калмыков, бизнес на данном этапе обычно не готов инвестировать собственные средства, а в бюджете дополнительные средства для этих целей не предусмотрены.
Выделение средств происходит только в рамках установленных лимитов. Это и создает особую специфику программы «Госзадание 2.0», фокусирующейся на фундаментальных и поисковых исследованиях, имеющих долгосрочный характер. Период ожидания результатов может достигать 5-10 лет.
Некоторые компании воспринимают новую систему как шанс решить свои текущие проблемы за счет государства. Недавно несколько ведущих компаний подали более сотни заявок, однако большинство из них было отсеяно, поскольку они отклонялись от заявленной концепции, будучи сосредоточенными на узких, прикладных задачах, которые никто не будет выполнять за счет государственных средств.
Эксперты работают над тем, чтобы исключить такие заявки, сосредоточив внимание на более значимых исследованиях.
Система взаимодействия между фундаментальной наукой и бизнесом может показаться необычной, учитывая высокие риски неудачи в области исследований.
Важно понимать, что отрицательный результат не всегда свидетельствует о бесполезности работы. Академик отмечает, что фокус следует сместить на тщательный анализ причин неудач.
Напротив, успешные исследования могут привести к прорывным технологиям, и критерии оценки заявок включает как риски, так и возможную прибыль.
В этом контексте необходимо апеллировать к важности последующих шагов, когда группа ученых, несмотря на неудачу, получает возможность выдвинуть новые гипотезы, делая вклад в развитие науки.
Также стоит обратить внимание на требования к бизнесу в данной системе: компании должны быть не просто заказчиками, но и квалифицированными партнерами, что подразумевает наличие необходимых ресурсов и понимания процесса.
По мнению эксперта, опыт различных заказчиков показывает, что уровень квалификации и активность в сотрудничестве невероятно важны для позитивного исхода проектов.
Таким образом, успешное взаимодействие науки и бизнеса требует от обеих сторон активного участия и взаимопонимания.
Некоторые компании активно участвуют в научных исследованиях, не дожидаясь готовых результатов от науки. Они предлагают своё оборудование для экспериментов и даже начинают финансировать научные проекты. По словам академика Калмыкова, заинтересованность заказчиков в таких инициативах сейчас на высоком уровне. Время, когда можно было полагаться только на внешние источники, прошло, и многие готовы заниматься разработками самостоятельно. Это привело к тому, что от предприятий поступает множество заявок, что подтверждает успешность схемы госзаданий.
В рамках программы «Госзадание 2.0», стартовавшей в прошлом году, были выбраны четыре ключевых направления на следующие три года: Арктика, малотоннажная химия, материалы для авиастроения и минеральная сырьевая база. Около ста заявок были поданы компаниями, из которых треть рассмотрена экспертами РАН. Некоторые институты уже начали работу по подходящим проектам. Ожидается, что цикл завершится в 2027 году, в то время как сбор заявок на следующий этап уже начался, охватывающий 2026-2028 годы.
Тем не менее, участники программы отмечают, что условия для ее реализации не самые благоприятные. Крупные компании предупреждают, что при ключевой ставке Центробанка на уровне 20 процентов внедрение прорывных технологий становится практически невозможным. Это связано с тем, что при долгосрочных проектах такая ставка быстро превращает стоимость кредита в невыносимую для бизнеса сумму.
Академик Калмыков упоминает, что анализ ситуации с ключевой ставкой стал одной из задач, поставленных правительством перед Российской академией наук. В этом направлении работают Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН, Институт экономики РАН и другие исследовательские коллективы, занимающиеся экономическими вопросами. Они намерены оценить обоснованность текущей ставки и рассмотреть альтернативы борьбы с инфляцией, что будет иметь напрямую влияние на рынок научных технологий.