Минцифра планирует ввести новые требования по участию IT-компаний в процессе обучения студентов профильных специальностей в вузах. Об этом заявил глава Минцифры Максут Шадаев в своем выступлении на IT-завтраке в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024).
Шадаев отметил, что необходимо значительно увеличить вовлеченность IT-компаний в образовательный процесс. Он подчеркнул, что качество обучения является важной проблемой, поэтому участие IT-компаний должно стать обязательным условием для сохранения льгот. Министр отметил, что уже существуют IT-компании, которые оказывают поддержку вузам на добровольной основе. В качестве примера он привел ИТМО, который имеет сотрудничество с крупными IT-компаниями. По мнению Шадаева, данная инициатива позволит повысить уровень образования и обеспечить кадровый суверенитет страны.
На форуме также выступил председатель думского комитета по информационной политике и связи Александр Хинштейн, который поддержал и уточнил предложение главы Минцифры. Он предложил создать консорциум вокруг четырех ведущих вузов, подчиненных Минцифре. Среди них МТУСИ, СПбГУТ, ПГУТИ и СибГУТИ. Хинштейн отметил, что образование все больше отходит от практики, и для решения этой проблемы необходимо максимально интегрировать IT-отрасль в учебный процесс. Он призвал государство просить отрасль вкладываться в развитие вузов. Четыре отраслевых вуза Минцифры должны стать пилотными проектами, показывающими примеры сотрудничества бизнеса и образования.
Объемы пока не уточнены, но, вероятно, будут рассматриваться годовые фонды в размере до 500 млн рублей вокруг каждого из четырех вузов, отметил депутат.
По мнению декана факультета «Информационные технологии» Московского технического университета связи и информатики Михаила Городничева, инициатива Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и комитета Государственной Думы по информполитике является значимой. Это связано с тем, что существует большой разрыв между теорией и практикой.
После завершения обучения студенты научились программировать, но не могли применить свои навыки на практике, поэтому работодателям приходилось дополнительно их обучать и адаптировать, что приводило к затратам времени и денег», – заявил он.
В рамках инициативы министра, направленной на мотивацию IT-компаний, можно отметить выделение сотрудников для преподавания IT-дисциплин в вузах, отмечает исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев.
В этом вопросе возможны два подхода: более строгий – сделать преподавание сотрудниками IT-компаний обязательным условием для включения в реестр российского софта и получения льгот, и более мягкий – предоставлять дополнительные преимущества сотрудникам компаний, тратящим время на преподавание», – считает он.
По словам Комлева, многие образовательные учреждения, особенно в регионах, не смогли установить партнерские отношения с IT-бизнесом.
В таких учреждениях теоретические знания даются неплохо, но практические аспекты значительно отстают от реальности и требований рынка. Поэтому важно, чтобы IT-компании сами активно сотрудничали с вузами и помогали в части преподавателей, учебных программ и материальной базы», – считает эксперт.
Поддержка учебных заведений со стороны бизнеса – это положительная инициатива, но ее следует делать «целенаправленной, а не поверхностной», считает ответственный секретарь приемной комиссии Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Алексей Итин.
По его мнению, сотрудничество должно быть взаимным – вузы должны быть гибкими и готовыми адаптироваться к требованиям рынка, совместно с ведущими компаниями принимать решения о развитии и модернизации образовательных программ. В настоящее время в Санкт-Петербургском университете информационных технологий, механики и оптики есть совместные образовательные программы с крупными технологическими и IT-компаниями, уточнил представитель университета.
Поступающий уже на стадии выбора понимает, что будет обучаться по программе бакалавриата или магистратуры, где преподают сотрудники компаний, где реализуются реальные проекты и имеется практическая стажировка», – добавил он.