Сегодня важным событием стало посещение Московским физико-техническим институтом (МФТИ) главой правительства Михаилом Мишустиным, который выразил уверенность в том, что количество студентов учебного заведения будет постоянно увеличиваться, и институт способен справиться с возрастающим спросом на технические специальности.
На сегодняшний день ректором МФТИ является Дмитрий Ливанов, бывший министр образования и науки России в период с 2012 по 2016 годы.
Перед визитом премьера ректор учреждения рассказал журналу «Эксперт» об изменениях, произошедших в МФТИ за последние два года, о сохранении контактов с западными университетами и о текущих наиболее перспективных направлениях исследований.
МФТИ - это аббревиатура, расшифровывающаяся как физико-технический институт, который сегодня представляет собой учебное заведение, где специалисты готовятся по практически всем естественно-научным направлениям.
Отличительной чертой выпускника МФТИ от выпускника других вузов является фундаментальная подготовка в области физики и математики.
Этот принцип всегда лежал в основе образовательной модели физтеха и остается актуальным и сегодня.
Эта фундаментальная подготовка позволяет выпускникам уверенно решать сложные задачи, адаптироваться к быстро меняющемуся миру и успешно работать в условиях дефицита информации.
МФТИ известен традиционно высоким качеством набора студентов, имея самый высокий средний балл среди всех российских университетов.
Надеемся, что институт будет продолжать развиваться и оставаться одним из ведущих центров научно-технического образования в России и за ее пределами.
К нам поступают выпускники школ, добившиеся выдающихся результатов: либо победители и призеры олимпиад школьников, либо те, кто получил очень высокие баллы на ЕГЭ. И при этом всем, кто к нам поступает, мы говорим, что нужно быть готовыми к сложному и тяжелому труду. Учиться очень тяжело, но эти усилия мы рассматриваем как инвестиции человека в свое собственное будущее. Именно этот труд, эти сложности делают человека подготовленным к взрослой жизни.
Вряд ли в стране найдется хотя бы один ректор, который на такой же вопрос ответит: «Да нет, напрягаться не придется, без проблем все выучите»? К чему наибольший интерес у выпускников МФТИ: прикладные исследования, фундаментальные исследования, бизнес в том или ином виде, что-то еще?
По социологическим исследованиям и данным о трудоустройстве, которыми мы располагаем, видим, что примерно треть наших выпускников идет работать в фундаментальную науку, в институты Российской академии наук либо остается у нас, в наших лабораториях. Еще примерно треть идет в разные области инженерии и IT: крупные конструкторские бюро, высокотехнологичные компании. Еще примерно треть занимается своим бизнесом.
Многие сразу, еще в студенческие годы, создают свои компании. Кто-то делает несколько попыток, прежде чем такая компания станет успешной. Вообще среди выпускников Физтеха очень много успешных бизнесменов – непропорционально много к относительно небольшому размеру МФТИ.
Наверное, в последние два года менее актуальный вопрос, чем раньше, но все же: заграницу много выпускников уезжает? Сейчас есть объективные данные: мы можем смотреть статистику Федеральной налоговой службы и Роструда, сколько наших выпускников получают зарплату и платят налоги на территории России.
В последние несколько лет процент выпускников, оставшихся работать в стране, остается примерно на уровне 94-95%. Однако некоторые уезжают за границу, чаще всего это люди, стремящиеся к международной научной карьере. После окончания магистратуры они идут в аспирантуру ведущих университетов или уезжают после наших аспирантур, но иногда кто-то из них возвращается. В области науки мобильность является нормой.
Рассматривая международные связи Физтеха, можно отметить, что условия сотрудничества стали более сложными из-за санкций. Однако даже при таких условиях возможно общение.
Ситуация с международными связями Физтеха изменилась с начала специальной военной операции. В настоящее время институциональное сотрудничество с ведущими университетами Европы, США, Японии и некоторыми другими странами осложнилось, и студенты имеют меньше возможностей для стажировок в лучших лабораториях мира. Однако сохраняются связи с отдельными учеными и лабораториями, публикуются совместные работы. Интенсивность обменов значительно снизилась, что заставляет искать новые направления международного сотрудничества.
В настоящее время активно обсуждаются различные совместные программы с лучшими университетами Китая. Одним из ключевых моментов здесь является взаимное доверие с партнерами, которое требует времени для развития и укрепления.
Важно понимать, что каждая наша международная программа, будь то совместный научный проект или обмен студентами и аспирантами, должна приносить пользу как нашим студентам, так и студентам из других стран. Любое международное сотрудничество основано на принципах взаимной выгоды и взаимного интеллектуального обогащения. Для того чтобы такие проекты стали устойчивыми, требуется время, обычно несколько лет. Процесс сотрудничества только начался, и уже есть несколько успешных проектов с ведущими китайскими университетами.
Мы заинтересованы в организации стажировок для студентов и аспирантов в лучших лабораториях, которые работают на высоком уровне. Также мы стремимся к тому, чтобы к нам приезжали студенты, отобранные в лучших университетах. Мы активно ищем таких партнеров, проводя поиск на различных уровнях университетов и факультетов, чтобы найти соответствие интересов и амбиций.
Наши традиционные дисциплины включают физику, математику, компьютерные науки, биологию и все инженерные направления, в том числе IT. Важным для нас является поддержание самых высоких международных стандартов в образовательной деятельности, научных и инновационных проектах.
В контексте создания в крупных вузах так называемых экосистем— максимально диверсифицированных по специальностям и структуре подразделений— важно оценить, насколько это оправдано. В МФТИ стремятся к тому, чтобы образовательная деятельность и научные проекты соответствовали требованиям мировых стандартов. По поводу создания новых структурных подразделений планы пока не оглашаются, но активно работают над повышением качества и развитием существующих.
Поэтому наша компания развивает только те направления, по отношению к которым у нас есть уверенность, что мы этим стандартам соответствуем. Мы вряд ли будем заниматься исследованиями в области гуманитарных или социальных наук: на наш взгляд, их уровень в России низок, и здесь мы вряд ли добьемся международного лидерства.
Новые технологические фронтиры постоянно меняются, появляются новые открытия, такие как генеративные нейросети и все, что с этим связано. Естественно, мы следим за этими трендами и стараемся дополнять наши традиционные фундаментальные направления.
Как вы взаимодействуете с федеральными властями, прежде всего Министерством науки и высшего образования? По каким вопросам, касающимся высшего образования, сейчас на федеральном уровне ведутся самые главные дискуссии? Мне кажется, больше всего сейчас всех волнует вопрос перехода на новые образовательные программы, отход от «Болонской системы». Пока нет ясности, как это будет происходить, насколько жестко этот переход будет формализован. Для себя здесь мы определенные решения уже приняли, в целом не только в нашей стране, но и в мире высшее образование постоянно меняется.
Так или иначе, оно призвано отвечать на вызовы, которые стоят перед человечеством. В наше время, когда скорость изменений в технологической, социальной, экономической сферах выросла так, что мы наблюдаем турбулентность, можно прийти к выводу, что и высшее образование будет меняться быстрее.
С нашим учредителем Министерством науки и высшего образования мы плотно взаимодействуем. Министр Валерий Фальков входит в наш наблюдательный совет.
В общем, я считаю, что МФТИ успешно выполняет ту роль, для которую он когда-то был создан: быть флагманом, пробовать новое, быть всегда немного впереди других вузов.
Понятно, что большой объем работы, как и другие ведущие инженерные университеты, сейчас выполняем в этой рамке, которая условно называется достижением технологического суверенитета.
Речь идет о разработке технологий, которые российские компании сейчас не могут импортировать. Если пути для импорта ограничены или полностью закрыты, крупные российские компании начинают инвестировать в свои собственные технологические решения.
Ведущие технологические университеты играют здесь очень важную роль: большую часть НИОКР вузы могут взять на себя. Этим мы активно пользуемся.
Новые научные и технологические направления, которые сейчас быстро развиваются во всем мире, — искусственный интеллект, автономное движение, разработка современных лекарств, список можно продолжать — здесь МФТИ старается работать опережающе, соответствуя всем требованиям, не только российским, но и глобальным.
Достижений много: мы в год публикуем около 2,5 тыс. статей в научных журналах, причем первого и второго квартиля — по российским меркам это очень много. Мы выполняем много прикладных разработок.
Выделять что-то главное здесь, наверное, не стоит, но Физтех сегодня занимает лидирующие позиции во всем ряде национальных технологических программ: федеральный проект по перспективным космическим технологиям, федеральный проект по технологиям для беспилотных авиационных систем, программа по водородной энергетике, программа по накопителям энергии и другие.
Наша компания активно развивает новую фармацевтику, создавая платформы для разработки новых лекарств. Мы также уделяем большое внимание разработкам в области искусственного интеллекта, применяемых к различным индустриальным задачам.
Более десять лет назад была инициирована реформа «Российской академии наук», в рамках которой научные институты были выведены из подчинения академии. В это время я занимал должность министра образования и науки. Спустя десять лет можно задать вопрос, были ли эти изменения правильными и удалось ли достичь поставленных целей, насколько Российская академия наук в своем нынешнем виде соответствует поставленным перед ней задачам?
Я уверен, что сегодня все видят, насколько эффективно Российская академия наук начинает выполнять функцию научной экспертизы не только в области науки и образования, но и в экономических и социальных проектах национального масштаба. Именно такого центра экспертизы не хватало в нашей стране.
В настоящее время Академия наук сама не ведет научных исследований, научные институты в ее составе не входят, что обеспечивает высокую эффективность экспертной работы. Я вижу по своим коллегам в МФТИ: результаты экспертизы, которые проводятся по нашим проектам или заявкам из РАН, воспринимаются очень позитивно. Это новый уровень качества деятельности Академии наук, который ранее отсутствовал. Уверен, что это один из самых ярких и значимых результатов тех изменений, которые произошли десять лет назад.