История Лайки: первый космический путешественник

Апр 12, 2024 / 23:54

Технологии и наука. Космические путешественники — с хвостами и без. Для осуществления мечты Юрия Гагарина о становлении первым человеком, побывавшим в космосе, проводились эксперименты, включающие отправку на орбиту собак, кошек, обезьян и грызунов.

История Лайки: первый космический путешественник

Дворняги Белка и Стрелка стали наиболее известными хвостатыми путешественниками в космосе. Кроме них, люди отправляли и других животных на звезды, в том числе случаи, когда полет заканчивался на небесах описаны в этом материале.

После запуска первого искусственного спутника Земли, власти СССР стремились закрепить успех и отправить живое существо в космос. Собаки были выбраны учеными как первые космонавты из-за их выносливости, легкой дрессировки и способности переносить длительные периоды бездействия. Животных тренировали и готовили к полету, но только дворнягам предоставили шанс. Породистые собаки были исключены из-за их меньшей приспособленности.

Лайке, трехлетней дворняге, выпала честь стать первым живым существом с Земли, отправленным в космос. 3 ноября 1957 года Лайку посадили на советский корабль «Спутник-2» с наивными планами на неделю на орбите, не предусматривая обратного пути. Корабль был простым и не имел системы возврата, так что спускаемые капсулы были на стадии разработки. В итоге, после старта с Байконура, Лайке предстояло провести около недели в космосе, после чего прощальный ужин состоял из добавленного в последнюю порцию пищи снотворного.

Из-за срочных сроков космический аппарат был создан без предварительного проектирования, как говорится, «на коленке». Его собирали по инструкциям конструкторов и подгоняли детали на месте. Из-за упущенной детали в спешке, инженеры неправильно рассчитали поглощение космического излучения поверхностью аппарата, из-за чего спутник на орбите начал перегреваться.

Была допущена ошибка в планировании системы терморегуляции. К пятому часу полета температура воздуха в герметичной камере для животного поднялась до 41 градуса и не снижалась. Лайка погибла от перегрева, когда температура стала критически высокой.

На этот случай живодеры во всем мире выражали негодование. Лайка стала объектом сострадания западных газет, описывавших ее как «самую лохматую, одинокую и несчастную собаку в мире».

Французская кошка по имени Фелисетт, однако, оказалась удачливее. Фелисетт стала единственным котом, который успешно побывал в космосе и вернулся на Землю. Судьба прочих животных остается либо неведомой, либо ужасной.

Фелисетт была подобрана на улице в Париже и отправлена в космос в рамках исследования воздействия космического полета на мозг животного. Одиннадцать других кошек также были выбраны для участия в эксперименте.

Чтобы предотвратить слишком сильные эмоциональные связи между персоналом лаборатории и животными, каждое животное было пронумеровано, но не было дано имени. Фелисетт была зарегистрирована под кодовым номером C341.

Старт ракеты-носителя Veronique AG1 произошел 18 октября 1963 года с базы в Алжире. Полет продолжался всего около 15 минут, в течение которых космический аппарат поднялся на высоту 160 километров. Коту принадлежало пять минут невесомости, которые он провел спящим в самой верхней точке полета.

Когда капсула с Фелисетт вернулась на Землю на парашюте, весь мир восхитился этим животным-космонавтом. СМИ активно освещали историю этой удивительной кошки, которая совершила рекордный полет в космос.

Название «астрокошка», которое дали Фелисетт в Британии, было заменено на официальное имя Фелисетт (Felicette) по решению CERMA. Это имя, переведенное с французского, означает «Кошечка».

Западные СМИ не упускали возможности рассказать о подвиге этой маленькой кошки. Открытки с фотографией Фелисетт и ее «автографом» в виде отпечатка лапы были востребованы как никогда. Но вместо славы и уважения, у Фелисетт не оказалось времени на отдых — ученые проводили исследования над ней.

Через несколько месяцев после ее возвращения на Землю, в CERMA объявили, что Фелисетт ушла из жизни. Настал момент для ученых понять, как влиял космос на ее мозг. Итак, кошку усыпили для дальнейших исследований. Парижская красавица пожертвовала своей жизнью в поисках знаний, которые в итоге оказались неактуальными для людей.

Французские ученые обнаружили явление центрального торможения в невесомости, которое приводит к состоянию сонливости у животного. Однако последующие исследования показали, что у людей такое состояние в космосе не возникает.

В отличие от Фелисетт, беспородные собаки Ветерок и Снежок (последнего перед полетом переименовали в Уголька) готовились к полету в космос почти год. Люди уже отправлялись в космос, в том числе Юрий Гагарин и другие космонавты, но ученые все еще стремились узнать, как долго человек может находиться в условиях невесомости.

Среди 30 собак-кандидатов в космонавты были выбраны псов по кличкам. В процессе подготовки стало ясно, что собачьи хвосты мешают работе специальной вытяжной системы в кабине, поэтому хвосты животных купировали. Также провели необходимые операции, чтобы специалисты могли наблюдать за состоянием собак во время полета.

В далеком 1966 году Ветерок и Уголек стали участниками уникального космического эксперимента на борту биоспутника «Космос-110». Эти две собаки отправились в космос со специально созданным для них жестким графиком питания и жизни в невесомости.

Помимо этого, их организм был подвергнут тяжелым испытаниям, включая желудочную фистулу для кормления через зонд в полете. Ветерок и Уголек стартовали с космодрома Байконур в феврале и провели на борту космического аппарата целых 22 дня.

Этот эксперимент дал множество ценных медицинских данных для будущих космических миссий. После возвращения на Землю ученые осмотрели собак и обнаружили у них серьезные последствия длительного пребывания в космосе.

Ветерок и Уголек были ослаблены, у них прослеживалась мышечная атрофия, изменился состав крови, шерсть клочьями выпала, кожа была покрыта опрелостями и пролежнями. Кроме того, собаки испытывали учащенное сердцебиение, постоянную жажду и другие неприятные симптомы.

А также была зафиксирована повышенная радиация в зоне полета, что могло негативно сказаться на их организме. Тем не менее, ученые отметили, что собаки справились с испытаниями и позже смогли даже здорово потомство.

Возвращение к обычной собачьей жизни заняло у них всего лишь месяц. Этот случай остается уникальным и важным в истории космических исследований, показывая, какие трудности и возможности могут возникнуть при отправке живых существ в космос и возвращении их на Землю.

Спокойную старость проведет выбранный дворняжка в виварии Института космической биологии и медицины. Среди долго проживших после полета выделяется Ветерок, который радует своим присутствием еще 12 лет.

Одними из первых космонавтов были разнообразные животные. Самым многочисленным отрядом можно считать обезьян, привлекавших внимание ученых из-за физиологической близости к человеку. На орбите побывали 32 примата, и в большинстве случаев их полеты завершались трагически. Почти все эти животные оставались безымянными до успешной посадки, из-за оглушительного резонанса после гибели Лайки.

История повторилась с шимпанзе Хэмом, который в 1961 году совершил 16-минутный полет на корабле «Меркурий-Редстоун — 2», вернулся благополучно и прожил еще 17 лет в зоопарке. Результаты экспериментов с животными в космосе стали частью истории.

В современном мире вопросы космического масштаба продолжают увлекать общество. Вопрос о российской спутниковой флотилии и собственной космической станции остается актуальным. Технологии и наука тесно связаны с развитием космической индустрии.

В сфере космической логистики уже заявлены амбициозные планы, сроки доставки ресурсов с помощью ракет сокращаются до 60 минут. Крупные компании, такие как Alibaba Group, уже готовы к внедрению космической логистики в свои процессы. Фармацевтическая отрасль также наращивает активность в космосе.

Производство более эффективных лекарств в условиях невесомости является перспективным направлением. Первая приватная космическая мини-лаборатория смогла успешно доставить на Землю экспериментальный лекарственный препарат, созданный в космосе.

Красота и живопись не остались в стороне. Удивительно, что животные, включая свиней, обезьян и слонов, смогли проявить талант в живописи. В большинстве случаев эти картины стали популярными и принесли своим хозиевам значительный доход. Животные в космосе не только стали героями научных экспериментов, но и продемонстрировали свои творческие способности, разнообразив мир искусства и науки.

По материалам: ko.ru