Фредерико Переира и его вклад в регенеративную медицину

Июн 10, 2025 / 15:20

Фредерико Давид Аленкар де Сена Переира, старший научный сотрудник дизайн-центра «Биофабрика» в Сеченовском университете, активно разрабатывает решения в области регенеративной медицины и биотехнологий. Его работы ставят перед собой цель внедрения инновационных подходов в медицину.

Родом из Бразилии, Переира получил образование в Университете Кампинаса, где изучал компьютерную инженерию и стал магистром в машиностроении. Параллельно с учебой он работал в Центре информационных технологий имени Ренату Арчера, что дало ему ранний опыт в научных исследованиях.

Фредерико Переира и его вклад в регенеративную медицину

В 2009 году, когда истек срок патентов на технологию FDM-печати, исследователи смогли использовать новые возможности 3D-печати. Коллега Фредерико принимал участие в проекте «Fab@Home», что вдохновило его заниматься разработкой 3D-принтеров. Его задачей стало создание печатной головки для поликапролактона, материала, с которым тогда не существовало соответствующих технологий. Это решение открыло новые горизонты в аддитивных технологиях.

С этого момента Фредерико стал активно работать над проектами, связанными с 3D-печатью полимеров и композитных материалов, что позволило ему интегрировать свои знания в практическую науку. В своей карьере он продолжает изучать перспективные технологии, которые могут улучшить качество медицинского обслуживания.

Переира подчеркивает, как важно сохранять баланс между личной жизнью и работой, чтобы поддерживать творческий потенциал и достигать значимых результатов в науке.

Научные интересы Переира выходили далеко за пределы его основной деятельности. Он активно участвовал в исследованиях аспирантов, особенно в области цифровой реконструкции лиц для судебной медицины. Это привело его к первой в Бразилии цифровой реконструкции лица, используя методику, предложенную Фернандесом. Переира применил компьютерную томографию черепов и создал специализированный протокол для точного размещения ключевых точек на черепе.

В 2014 году к нему присоединился российский ученый Владимир Миронов, пионер в области биопечати. Несмотря на то, что работа с живыми клетками стала реальностью, технологии находились на стадии лабораторных исследований. Миронов, будучи биологом, нуждался в поддержке инженеров, и Переира, обладая страстью к экспериментам, согласился помочь.

Они вместе разработали и запатентовали 3D-микроопоры для клеточных сфероидов, получившие название «Lockyballs». Используя лазерные технологии, Переира создал структуры всего 200 микрон в размере, напоминающие липучки Velcro. Эти микроскопические «крючки» эффективно удерживали сфероиды и способствовали их слиянию, что обеспечивало создание более стабильных и жизнеспособных тканей. Этот прорыв приблизил технологии к практическому применению в регенеративной медицине.

Разработка биомедицинской инженерии, в которой активно участвует Переира, привела к значительным достижениям в области 3D-бипринтинга.

В 2016 году он начал сотрудничать с Мироновым, который возглавлял лабораторию 3D Bioprinting Solutions в России. В этой лаборатории разрабатывался первый отечественный 3D биопринтер «FABION», и Переира вносил свой вклад в создание и улучшение устройства. Сначала работа проходила удаленно, но вскоре ученый приехал в Россию для более тесного взаимодействия с лабораторией, в результате чего его первоначальный план на месяц перерастал в почти десятилетнее пребывание в стране.

В 2022 году в лаборатории произошли изменения: часть сотрудников перешла в МИСИС, а Переира временно вернулся в Бразилию. Однако его сотрудничество с Мироновым продолжилось, когда тот предложил ему участвовать в проекте по созданию портативного биопринтера «Биоган».

Помимо этого, Переира занялся разработкой тканеинженерного биореактора для масштабного проекта «Орган-на-заказ», который нацелен на воспроизведение условий, аналогичных тем, что в организме, для роста клеточных конструкций. Основной задачей стало создание автоматизированной платформы с точным контролем параметров среды (температура, pH, уровень газов и питательных веществ), что позволит значительно улучшить функциональные характеристики созданных тканей.

Фредерико Переира, инженер и ученый, высказывает свое мнение о важности самостоятельной разработки биореакторов в России. Хотя подобные устройства доступны за границей, последствия длительной доставки и ожидания технической поддержки делают их приобретение непрактичным. Создавая собственные модели, команда ученых может быстро адаптировать биореактор под специфические задачи, что критично для научной работы, где время играет важную роль.

Переира также подчеркивает, что Россия уверенно держится на мировой арене биопечати благодаря талантливым и преданным своему делу специалистам. По его словам, биопринтеры можно сравнить с обычными инструментами, такими как шприцы или пинцеты. Однако их эффективность зависит именно от людей, которые с ними работают — от их знаний, командного взаимодействия и способности решать уникальные задачи. Без квалифицированных сотрудников даже самая современная техника не принесет пользы.

Один из амбициозных проектов, которым гордится Переира, — космический биопринтер «Organ.Aut», разработанный в 2018 году в ходе работы в компании 3D Bioprinting Solutions. Инженер вспоминает, что работа над ним была похожа на сюжет научно-фантастического фильма, но наполнялась реальными значениями и высокими рисками. Центральной идеей проекта стало использование микрогравитации для оптимизации процесса печати органов и исследование влияния радиации на здоровье человека во время длительных космических путешествий.

В 2019 году один из биопринтеров «Organ.Aut» был выставлен в Музее космонавтики, а другой отправился на Международную космическую станцию (МКС), где космонавт Олег Кононенко первой напечатал живые ткани. Это событие стало историческим шагом в освоении космоса, открыв новые горизонты для медицины и биотехнологий.

Несмотря на серьезные профессиональные задачи, Фредерико не забывает о важности хобби. Он увлекается скейтбордингом и капоэйрой, бразильским боевым искусством, которому начал обучаться в 14 лет. В Москве, прогуливаясь по парку Горького в свои первые дни, он оказался свидетелем занятий по капоэйре, что стало для него своего рода триггером для возвращения к этому увлечению. Фредерико подчеркивает, что занятия этим искусством помогают ему поддерживать баланс в жизни: «Жизнь не вращается только вокруг работы. Если ты находишь баланс, то достигаешь больше успеха во всем» — делится он своими мыслями и находит радость в занятиях и в общении с людьми.

По материалам: www.kommersant.ru