Динамика кадрового дефицита в сфере строительства: тревожные тенденции

Мар 14, 2024 / 23:36

Динамика кадрового дефицита в сфере строительства за последний год показывает тревожные тенденции. Основные причины, объясняющие увеличение недостатка специалистов в этой отрасли, включают в себя увеличение объемов строительных работ и отток иностранных работников.

Динамика кадрового дефицита в сфере строительства: тревожные тенденции

На фоне рекордно низкого уровня безработицы в общей экономике (по данным Росстата - 2,9%), строительная сфера выделяется как одно из топ-5 направлений с самым высоким уровнем нехватки специалистов. Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков отмечает, что число вакансий на строительных объектах увеличилось на 31% по сравнению с предыдущим годом.

По данным HeadHunter, наибольшее количество вакансий среди специалистов в строительстве занимают бетонщики, арматурщики и монолитчики (40%), за ними следуют специалисты по отделочным работам (20%), сварщики и каменщики (по 12%), а также дорожные рабочие (5%). Даже подсобные рабочие на данный момент востребованы на рынке труда.

По информации министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и смежных отраслей в данное время занято 12 миллионов человек. Однако на портале «Работа в России» опубликовано 185 472 вакансий в сфере строительства.

До 2030 года планируется привлечь в отрасль до 400 тысяч человек, что подчеркнули в пресс-службе ведомства.

В 2023 году российские компании разместили в три раза больше вакансий для строителей, чем в 2022 году, по словам директора Международного союза строителей и промышленников (МССП) Ильи Токарева.

Один из факторов увеличения дефицита специалистов он видит в запуске крупных дорожных и инфраструктурных проектов, на которые государство планирует направить более 13 триллионов рублей до 2027 года.

Наибольший рост вакансий отмечается в настоящее время в Казани и Уфе - количество вакансий увеличилось в четыре раза в связи с планами по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры, включая трассу «Казань - Екатеринбург» и автомагистраль М-12 «Москва - Нижний Новгород - Казань».

На проектах по модернизации БАМа, Транссиба и других крупных строительных объектах на Дальнем Востоке требуется большое количество рабочих и специалистов. Однако расширение географии проектов создает проблемы с набором персонала из-за нежелания людей работать на таких удаленных стройках.

Борис Правилов, управляющий директор Национальной транспортной ассоциации, отмечает, что кадровый голод еще усугубляется из-за оттока мигрантов. До начала пандемии до 30% иностранных работников были заняты в строительной сфере, но сейчас этот поток значительно сократился. Исследователь Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Юлия Флоринская отмечает, что сейчас иностранцы предпочитают работу в других сферах, таких как курьерская доставка, складские работы и т.д., где уровень заработной платы выше.

Наиболее высокие зарплаты получают курьеры и курьеры-водители, их доход может превышать 110 тыс. рублей в месяц и даже до 200 тыс. рублей для водителей-курьеров. Для заполнения вакансий застройщики вынуждены повышать зарплаты, привлекая как отечественных специалистов, так и иностранных работников.

Первый заместитель генерального директора ГК «Жилой Квартал» Виген Азизян отмечает, что повышение расценок на строительные работы является важным инструментом компании для привлечения новых сотрудников. В условиях дефицита квалифицированных кадров строительные компании начинают активно искать специалистов за пределами страны. HR-менеджер ГК «Монолит» Анна Яковлева также подтверждает это явление.

В целом, ситуация на рынке труда в строительной сфере становится все более сложной из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных кадров и оттока рабочей силы за пределы стройки. Это требует от компаний новых подходов к найму и удержанию персонала, а также разработку более привлекательных условий труда и карьерного роста.

Вместе с тем, необходимо развивать стратегии по обучению и повышению квалификации существующего персонала, чтобы решить проблему дефицита специалистов в строительной отрасли. Возможно, стоит также обратить внимание на организацию более гибкого графика работы и предоставление дополнительных льгот для сотрудников, что может стать дополнительным стимулом для привлечения и удержания персонала в данной сфере.

Постоянная необходимость в большом количестве рабочих и квалифицированных специалистах в строительной отрасли обусловлена увеличением объемов строительства не только жилых домов, но и инфраструктуры, такой как метро, дороги и другие объекты, указывает вице-президент компании «Страна Девелопмент» Александр Гуторов.

Привлечение работников в отрасль стимулируется не только конкурентоспособным уровнем заработной платы, но и развитыми системами профессионального роста внутри компаний, подчеркивает он.

Кроме того, многие крупные компании активно внедряют образовательные программы, запускают курсы обучения, предлагают студентам стажировки и финансируют целевое обучение.

«Примерно треть студентов, которых мы приглашаем на длительную платную стажировку продолжительностью от трех месяцев, впоследствии становятся сотрудниками нашей компании», - рассказывает Анна Лях, директор по управлению персоналом в компании «Главстрой Санкт-Петербург».

В России действует 1260 колледжей, выпускающих около 45 тысяч студентов в год по строительным специальностям, утверждает Глушков.

Однако лишь 49% выпускников начинают работать по специальности, а лишь около 20% остаются в отрасли более трех лет.

Для решения проблемы нехватки кадров необходимо увеличивать контрольные цифры для поступления в колледжи и расширять практику целевого обучения, по мнению Глушкова.

С целью разрешения проблемы кадрового дефицита проводятся профориентационные мероприятия, а также запущен проект по подготовке и переподготовке специалистов в соответствии с запросами работодателей, сообщили в пресс-службе Минстрой.

Для привлечения внимания к профессии строителя организуют различные конкурсы и масштабные форумы, включающие в себя не только разнообразные деловые, но и соревновательные программы (например, в этом году в четвертый раз пройдет Международный строительный чемпионат, который за предыдущие годы посетили около 24 тысяч человек).

Проблема кадрового дефицита является одной из наиболее актуальных в современном бизнесе. Для ее решения необходимо применять как краткосрочные, так и долгосрочные меры поддержки. Об этом говорит Олег Малахов, председатель совета директоров ГК 'ПРАЙМКЕЙ' и член генсовета 'Деловой России'.

Краткосрочные меры могут включать в себя предоставление проектным организациям и инжиниринговым компаниям льгот по НДС, аналогичных тем, которые имеют IT-компании. Долгосрочные меры, согласно Малахову, связаны в первую очередь со работой с молодым поколением. Он отмечает, что сегодня молодые люди все чаще выбирают техническое образование, однако отмечается значительный дефицит управленческих кадров. Эта проблема проистекает из недостаточной вовлеченности бизнеса в процесс подготовки указанных специалистов.

Один из путей решения проблемы, по мнению Малахова, - сотрудничество компаний с учебными заведениями для подготовки студентов и корректировки образовательных программ. Однако этот подход предполагает долгосрочные результаты, которые будут видны только через несколько лет. Некоторые руководители не готовы ждать столько времени и поэтому предпочитают использовать метод поиска кадров (хантинг), что приводит к росту зарплат.

Другие эксперты, такие как Дмитрий Голев, коммерческий директор Optima Development, отмечают, что частично проблема кадрового дефицита может быть решена за счет увеличения зарплаты быстрее темпов инфляции. Постепенно растет престиж рабочих специальностей, что способствует привлечению большего числа квалифицированных работников. Власти также улучшают материально-техническую базу профильных учебных заведений и проводят профессиональные конкурсы, что повышает уровень квалификации кадров.

Андрей Пустовгар, научный руководитель НИИ СМиТ НИУ МГСУ, отмечает, что проблема дефицита кадров в строительстве была актуальна даже в советское время. В целом, решение проблемы кадрового дефицита требует комплексного подхода, включающего как краткосрочные, так и долгосрочные стратегии привлечения и подготовки специалистов.

Таким образом, проблема частично решается переходом на панельное домостроение. На строительной площадке требуется гораздо меньше рабочих, чем при укладке кирпичных стен. Строительство из готовых панелей требует меньше усилий и рабочих рук при отделке жилья. Это позволяет сразу приступать к отделочным работам, таким как клеение обоев, без необходимости штукатурки и выравнивания стен.

Уровень жизни населения повышается, однако условия работы на стройках остаются некомфортными, что делает профессию строителя непопулярной. Существует конкуренция за мигрантов между странами, что ведет к увеличению зарплат и, как следствие, к росту стоимости строительства. В развитых странах все шире использование механизированных технологий строительства, включая аддитивные технологии, такие как использование 3D-принтеров.

В России появились похожие тенденции в области производства строительных материалов, где автоматизация бизнес-процессов становится более привлекательной в условиях высоких затрат на мигрантов и патенты. Перспективы автоматизации в строительстве обсуждаются экспертами, которые считают, что при росте стоимости рабочей силы и дефиците рабочих такие технологии станут намного более востребованными.

Будущее строительства может быть связано с значительным увеличением использования автоматизированных систем и робототехники, что поможет решить проблемы, связанные с недостатком рабочей силы и улучшить условия работы на стройках. Позитивный элемент в развитии строительной отрасли - это стремительное внедрение новых технологий и повышение эффективности производства, что в конечном итоге должно улучшить качество и условия жизни для всех участников строительного процесса.

По материалам: finance.rambler.ru