В России с 2022 по 2031 годы объявлено Десятилетие науки и технологий. Указ о его объявлении подписал Президент Владимир Путин. Основная цель данного периода — повысить значение науки и технологий для решения ключевых задач развития общества и страны, а также привлечь талантливую молодежь к исследованиям и разработкам. Экспертное сообщество предлагает ряд мероприятий для эффективной реализации этого плана.
Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, выделяет несколько важных шагов. Он считает, что необходимо отказаться от простого импортозамещения и перейти к новой индустриализации, поскольку текущее состояние технологий в стране, когда лишь 5-10% станков и 3% тракторов производятся на уровне советской эпохи, не обеспечивает национальную безопасность.

Важно, по его мнению, также потребовать выполнения существующих указов президента о финансировании науки, согласно которым расходы должны составлять не менее 1% от валового внутреннего продукта. В настоящее время эти расходы существенно ниже.
Смолин акцентирует внимание на необходимости определения приоритетных направлений в науке, так как ограниченные финансовые ресурсы диктуют выбор ключевых проектов для развития. Примером таких проектов может служить «Информационные технологии и искусственный интеллект». Таким образом, Десятилетие науки и технологий должно стать шансом для нового витка в исследованиях, внедрении инноваций и подготовке квалифицированных кадров.
В Китае успешно функционирует программа, направленная на поддержку биотехнологий и разработку собственных лекарств, в то время как в России подобные инициативы пока отсутствуют.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков упоминал, что даже исследования в области коронавируса финансируются с учётом приоритетов, что фактически означает отсутствие дополнительных средств от Минфина. В результате министерству приходится перераспределять уже имеющиеся средства между разными проектами.
Это подчеркивает необходимость выполнения указа президента о повышении зарплат ученых, поскольку многие из них не получают должного вознаграждения.
Также важно обновление оборудования и создание достойных жилищных условий для молодых ученых, что стало актуально, так как существующая программа по жилью имеет слишком жесткие условия, которые не позволяют всем претендовать на неё.
Отток молодых кадров из России, особенно среди тех, кто младше 35 лет, продолжает вызывать беспокойство.
Необходимы меры, чтобы привлечь таланты обратно в страну, как это происходило в эпоху Петра I и в советское время.
Алексей Бобровский, доктор химических наук и профессор РАН, выступает за возрождение Российского фонда фундаментальных исследований. Этот фонд способен выделять средства непосредственно ученым, а не учреждениям, что могло бы существенно улучшить ситуацию в научной сфере.
Я сам получал гранты и осознаю их удобство: получение финансирования позволяет самостоятельно выбирать необходимые ресурсы для научной работы. В отличие от системы госзакупок, которая часто затягивает процесс и забирает много времени, гранты дают возможность быстро и эффективно использовать средства.
Однако, в последнее время ситуация ухудшилась: контрольный российский фонд, как утверждается, должен покрывать потребности исследователей, но в действительности он имеет новые ограничения. Например, с участием в двух проектах одновременно.
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, отмечает, что настало время для решительных шагов. Он предлагает, чтобы госкорпорации обязали предоставлять целевые стипендии аспирантам, работающим над актуальными для них проектами, а также внедрить схему грантов за открытия и изобретения. Более того, необходимо повысить стипендии для аспирантов, чтобы они могли сосредоточиться на исследованиях, не отвлекаясь на подработки.
Артур ХАУСТОВ, директор Федерального ресурсного центра по организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра, подчеркивает, что такая категория детей остаётся уязвимой с точки зрения доступа к качественному образованию. Это требует внимания со стороны образовательных учреждений и государственной политики.
Сложности в обучении детей с расстройствами аутистическогоSpectrum (РАС) во многом обусловлены недостатком стандартизированных диагностических инструментов и верифицированных практик их использования в России. Это подчеркивает необходимость запуска масштабных прикладных исследований, которые будут направлены на разработку и внедрение эффективных диагностических методик и технологий для обучения, коррекции и абилитации этих детей.
Также важно исследовать эффективность существующих моделей сопровождения. Результатом таких исследований может стать реестр проверенных практик и технологий с доказательной базой.
Любовь Гогина, доцент кафедры журналистики ИГСУ РАНХиГС, считает, что выделение десятилетнего периода для преобразования российской науки позволит внедрить значительные изменения в систему научных исследований. Она подчеркивает, что важно избегать формализма и создавать реальные прикладные результаты, которые востребованы обществом.
С другой стороны, Наталья Гайворонская, заместитель руководителя отдела образования администрации Бобровского района Воронежской области, обратила внимание на развитие школ, которые ориентируются на углубленное изучение различных предметов, таких как химия, биология и физика. Это свидетельствует о том, что система образования начинает учитывать специализацию и потребности учащихся.
В современных условиях школьных знаний недостаточно для удовлетворения любознательности молодежи. Учитывая это, необходимо развивать диалог между школами и вузами. В частности, стоит акцентировать внимание на проведении мастер-классов университетских преподавателей, которые помогут детям задавать вопросы, общаться и участвовать в научных проектах. Это возможно повысит их интерес к наукам и исследованиям.
Для того чтобы привлечь талантливую молодежь к исследовательской деятельности, нужно создать атмосферу, способствующую познанию. Вернуть в общество романтику знаний и осознание значимости научных открытий должно стать приоритетом. Также важно прекратить практику имитации научной работы в школе. Реальные научные исследования и проекты стоит перенести в формат дополнительного образования, где будут заниматься только заинтересованные дети.
Нельзя игнорировать текущие проблемы с научными учреждениями. Например, в Санкт-Петербурге планируется переоборудование Пулковской обсерватории в вычислительный центр, что ставит под угрозу научные исследования. Это решение связано с разрешением на строительство неподалеку от обсерватории и подчеркивает, насколько важно защищать научные инициативы от коммерческих интересов.
Существуют многочисленные примеры неэффективности формальных критериев науки, таких как количество публикаций и индекс цитируемости. Эти показатели, а также быстрые сроки окупаемости инвестиций в науку нелепы, особенно когда речь идет о фундаментальных исследованиях, результаты которых невозможно предсказать.
Доступ к науке часто ограничен городскими школами. В Великом Новгороде, к примеру, работает «Кванториум», но подобные ресурсы отсутствуют в сельской местности, где многие талантливые дети не могут развивать свои способности из-за нехватки преподавателей и финансирования.
Важно предоставить финансирование сельским школам и возродить интернаты для одаренных детей при крупных университетах — это поможет выявить и развить юные таланты.