Альметьевский государственный нефтяной институт в рейтинге нефтяных вузов

Апр 22, 2025 / 03:06

В 2022 году Альметьевский государственный нефтяной институт (АГНИ) занял 7-е место в рейтинге нефтяных вузов по версии EDUNEWS, став наиболее динамично развивающимся учреждением образования. В институте внедрены множество нововведений, включая новый кампус и современные учебные программы, а также налажено взаимодействие с крупными университетами как в России, так и за рубежом.

АГНИ был основан в 1956 году, когда в Татарстане началась разработка Ромашкинского месторождения, и возникла необходимость в подготовке квалифицированных инженеров-нефтяников. Начав с учебно-консультационного пункта заочного факультета Московского нефтяного института, учебное заведение изменялось и развивалось.

Альметьевский государственный нефтяной институт в рейтинге нефтяных вузов

В 1959 году оно стало Татарским заочным факультетом (ТВФ) Московского института нефтехимической и газовой промышленности, и за более чем 30 лет его работы было подготовлено около 3000 специалистов. С 1992 года углубленное развитие института привело к его преобразованию в самостоятельный вуз — Альметьевский нефтяной институт, который позже стал Альметьевским государственным нефтяным институтом (АГНИ).

С момента своего основания АГНИ считается основным образовательным и научным партнером ПАО «Татнефть», играя ключевую роль в подготовке кадров для нефтегазовой отрасли.

Высокий уровень подготовки специалистов в вузе подтверждается их значительным вкладом в развитие нефтяной промышленности России и активным влиянием на современную политику этого сектора. В условиях активной разработки месторождений потребность в инженерных кадрах продолжает оставаться высокой.

Однако новые технологии и изменившиеся условия разработки требуют от института трансформации в Высшую школу нефти. Это связано с необходимостью обновления стратегии развития, расширением направлений деятельности и укреплением позиций в нефтяной науке как на российском, так и на мировом уровне.

Я уверен, что наука должна занимать ведущую позицию в любом образовательном учреждении, стремящемся к развитию. Однако речь идет не просто о науке ради науки, а о применении знаний для решения задач, поставленных государством и индустрией. Научные исследования порождают новые знания, которые следует внедрять в учебный процесс, обеспечивая их актуальность и соответствие современным требованиям. В идеале, вуз должен стремиться опережать время.

С созданием первого этапа нового кампуса появилась концепция Высшей школы нефти. Хотя строительные работы еще не завершены, уже теперь новые учебные лаборатории и общежития вызывают интерес и вдохновение.

Важно отметить, что научный партнер уделяет внимание не только архитектурной концепции кампуса как объекта мирового уровня, но и его содержательной составляющей, что делает его основой нового подхода к науке и образованию.

Кампус должен стать сердцем интеллектуальной и культурной жизни, привлекая студентов, преподавателей и жителей города. Здесь будет комфортно учиться, заниматься наукой и развиваться, предоставляя возможность всем желающим, независимо от возраста, найти занятия по душе.

Мы планируем, что услуги спортивных и культурных объектов будут открыты для студентов и местных жителей. В проектировании особое внимание уделяется безопасности и комфорту.

На данный момент завершено строительство двух общежитий и лабораторного корпуса. Заканчивается возведение жилого комплекса для преподавателей, детского сада и спортивного центра. В следующем году запланирован ввод учебно-лабораторного корпуса, а через два-три года появятся новые жилые кварталы с социальной инфраструктурой.

Кампус — это не просто эстетически привлекательное место, но и площадка для самореализации. Здесь будет организована фундаментальная научная работа в сотрудничестве с Российской академией наук и корпоративными институтами, позволяя проводить исследования в партнерстве с российскими и зарубежными вузами, что повысит качество образования.

В рамках кампуса планируется интеграция образовательных и научных институтов с промышленными предприятиями, стартапами и инвесторами, что позволит создать тесные партнерские связи. Студенты уже активно участвуют в лабораторных работах под руководством ученых, что открывает возможности для дальнейшего сотрудничества — исследователи ищут кандидатов для научных проектов и предлагают стажировки.

Сейчас происходит не только физическое обновление учебных помещений, но и кардинальные изменения в образовательных программах. В Высшей школе народного хозяйства (ВШН) акцент сделан на индивидуальных образовательных траекториях и модульной системе. Первый этап бакалавриата включает базовые курсы по гуманитарным и техническим дисциплинам, затем студенты переходят к более узкой специализации.

Программы теперь содержат обязательное углубленное изучение иностранных языков, среди которых выбор стоит между «английским» и «китайским», а также цифровых технологий, основ энергоэффективности и энергосбережения, с акцентом на командные проекты.

С третьего курса студенты могут выбрать дополнительную специализацию, что позволит получить ещё один диплом по профессиональной переподготовке. Такой подход создает возможности для освоения новых навыков, не привязанных к основной специальности, что делает выпускников более конкурентоспособными на рынке труда.

Подход к формированию междисциплинарных знаний и уникальных компетенций является актуальным и востребованным на современном рынке труда. Наша программа предоставляет возможность получить рабочую профессию, сотрудничая со специализированными центрами подготовки кадров и средними профессиональными образовательными учреждениями. Это позволяет более глубоко осваивать теоретические знания на старших курсах и проходить практику на производстве.

Например, студентам нефтегазового направления для прохождения практики на буровой необходимо наличие соответствующей рабочей профессии.

С 2022 года реализуется проект «Передовой инженерной школы» в сотрудничестве с Университетом ИТМО. Цель проекта — подготовка инженеров категории «лидер инженерной группы». Эти специалисты будут заниматься цифровой трансформацией экономики на разных уровнях и иметь возможность разрабатывать собственные стартапы с инновационными продуктами.

Специализация школы включает биотехнологии, а также магистратуру по программе «Искусственный интеллект в биотехнологических системах». Это направление выбрано в рамках энергоперехода и климатических изменений, поскольку биотехнологии обладают потенциалом для устойчивого развития научной и предпринимательской среды.

Задача ПИШ — создать систему подготовки квалифицированных инженеров, которые станут лидерами изменений и смогут адаптироваться к конкурентным условиям динамично меняющихся рынков.

Основная цель программы заключается в повышении самостоятельности студентов. С первого курса они работают в командах над различными проектами, которые становятся всё более сложными и соответствуют их специализациям. Выпускные квалификационные работы студентов представляют собой решения реальных производственных задач. Магистры часто сотрудничают с научными сотрудниками исследовательских институтов и Российской академии наук.

Для организации этой работы реализуются два основных проекта. Первый — «Впроекте», в рамках которого предприятия разных профилей, таких как нефтедобывающие и машиностроительные, ставят перед студентами актуальные задачи. Под руководством практикующих специалистов студенты участвуют в решении этих задач, начиная с первого курса бакалавриата и до магистратуры. Такой опыт дает им практические навыки, которые могут быть использованы в курсовых и выпускных работах, а также предоставляет возможность получить денежное вознаграждение и трудоустройство на предприятии.

Второй проект — «Профессионализм от первого лица», в рамках которого к студентам приходят опытные специалисты и эксперты, делясь своим опытом. Этот уникальный формат позволяет студентам получить знания от успешных практиков, которые невозможно найти в учебных материалах.

ВШН предлагает уникальные возможности для студентов, которые проходят практику в компаниях с предоставлением рабочего места. Это отраслевой вуз, специализирующийся на нефтяной промышленности, и в то же время активно адаптирующийся к современным требованиям рынка труда, призванным создать универсальных специалистов.

Учебный процесс здесь ориентирован на междисциплинарный подход, что позволяет интегрировать знания и навыки из смежных областей. В частности, акцент сделан на внедрение IT-компетенций во все образовательные программы. Это включает в себя обучение информационным технологиям и анализу больших данных, что значительно улучшает качество получаемых результатов.

В рамках обновленной программы открыты три новых направления бакалавриата: «программная инженерия», «бизнес-информатика» и «техносферная безопасность», а также запущены две сетевые программы магистратуры. Взаимодействие с другими вузами, такими как Университет ИТМО и Новосибирский государственный технический университет, помогает расширить горизонты студентов и привнести новые знания.

Выпускники ВШН обладают одновременно хорошими инженерными и информационными навыками. Они способны к командной работе и стремятся к саморазвитию, что делает их ценными специалистами на рынке труда. Студенты могут стать магистрами, готовыми принять на себя ответственность за выполнение сложных проектов, или выбрать научное направление, занимаясь исследованиями, которые будут опережать актуальные запросы промышленности.

Третье направление, на котором мы активно работаем, — это подготовка магистров-предпринимателей. Эти специалисты будут способны превращать инженерные решения в коммерчески успешные продукты.

Исторически у нас не возникало трудностей с подготовкой кадров: АГНИ более чем на 70% удовлетворяет потребности нефтегазовых компаний республики в высококвалифицированных специалистах. Наши выпускники успешно трудятся в более чем 30 регионах России и за пределами страны, а уровень их трудоустройства достигает 85%.

С самого первого курса студенты могут участвовать в проектах и зарабатывать, что помогает им более глубоко погрузиться в профессию. Также в университете функционирует центр карьеры, который содействует в создании портфолио и подготовке к собеседованиям.

Что касается международного сотрудничества, особенно с Китаем, то в 2021 году мы подписали соглашение с Профессиональным институтом Дунъина. Мы имеем схожие направления подготовки и структуры специальностей. В рамках нашего сотрудничества был заключён меморандум о международном обмене. Первоначальным шагом стало открытие центров по изучению языков: китайского у нас и русского в их институте.

С радостью сообщаем о первом выпуске студентов, изучающих китайский язык, что свидетельствует о растущей популярности данного направления. В этом году желающих обучаться китайскому было так много, что пришлось вводить конкурсный отбор.

В нефтяной отрасли наблюдается значительная специфика, где происходят инженерные достижения, а также внедряются принципы устойчивого развития и интеграции информационных технологий. Какими будут новые профессии в этой области? Я вижу огромный потенциал в использовании биотехнологий для получения энергетических ресурсов. Это связано как с нефтяной отраслью, так и с IT-технологиями.

В настоящее время мы сотрудничаем с Университетом ИТМО, реализуя магистерскую программу по искусственному интеллекту в биотехнологических системах, и планируем дальнейшее расширение этого направления.

К сожалению, в настоящее время есть нехватка лидеров, которые способны не только генерировать идеи, но и адаптировать их к быстро меняющимся условиям внешней среды, брать на себя ответственность за реализацию проектов, формировать команды и добиваться успеха. Это станет ключевым направлением нашего развития.

Трансформация образования и науки — это не краткосрочный процесс, и у нас есть планы на ближайшие годы. В частности, мы намерены усилить профессорско-преподавательский состав в соответствии с выбранными научными направлениями.

Важное значение также будет иметь развитие межвузовского сотрудничества в области науки, для чего в ноябре планируется провести «Школу научных лидеров», собрав молодых кандидатов наук и аспирантов со всей страны.

Коллаборация с университетами России и зарубежья направлена на создание специалистов, которые будут стремиться к постоянному развитию в научной и образовательной сферах.

Важным аспектом является увеличение числа абитуриентов, особенно иностранных студентов.

Академия горных наук и информационных технологий (АГНИ) – единственный профильный технический вуз юго-востока Татарстана, готовящий кадры для нефтедобывающей отрасли.

Учебное заведение предлагает 10 направлений бакалавриата, 5 магистратуры и 5 аспирантуры, в штате более 100 преподавателей, среди которых 16 докторов и 65 кандидатов наук.

АГНИ обладатель трёх грантов Федеральной целевой программы и стабильно занимает высокие позиции в рейтинге «Три миссии университета».

Студенческое научно-техническое общество АГНИ дважды становилось лучшим среди вузов РТ, а секция общества инженеров-нефтяников SPE получила международную награду «Outstanding Student Chapter».

По материалам: www.forbes.ru