Альметьевский государственный нефтяной институт в 2022 году

Май 16, 2025 / 22:26

В 2022 году Альметьевский государственный нефтяной институт (АГНИ) занял 7-е место в рейтинге нефтяных высших учебных заведений по версии EDUNEWS, получив статус наиболее динамично развивающегося вуза. Институт реализует множество нововведений, таких как новый кампус, современные учебные программы, а также тесное сотрудничество с ведущими университетами России и зарубежья.

В интервью ректор АГНИ Александр Дьяконов рассказал об изменениях в институте, который является главным образовательным партнером компании ПАО «Татнефть».

Альметьевский государственный нефтяной институт в 2022 году

АГНИ имеет богатую историю, беря начало с 1956 года, когда на юго-востоке Татарстана началась разработка Ромашкинского месторождения. В сельскохозяйственном районе возникла необходимость подготовки специалистов в области нефтедобычи.

Это привело к созданию учебно-консультационного пункта (УКП) заочного факультета Московского нефтяного института имени И. М. Губкина. В 1959 году учреждение было преобразовано в Татарский заочный факультет (ТВФ) и просуществовало более 30 лет, подготовив около 3000 инженеров-нефтяников по пяти специальностям.

В 1992 году ТВФ стал самостоятельным вузом, получив статус Альметьевского нефтяного института, который позже был преобразован в Альметьевский государственный нефтяной институт.

Высокий уровень подготовки специалистов в вузе подчеркивается их значительным вкладом в развитие нефтяной промышленности России и ее современные политические аспекты.

В условиях продолжающегося спроса на инженерные кадры в сфере разработки месторождений, трансформация института в «Высшую школу нефти» становится актуальной. Это связано с изменениями в стратегии развития и расширением направлений деятельности, что укрепляет позиции института на российском и международном уровнях.

Убежден, что наука должна быть приоритетом для любого вуза, стремящегося к прогрессу. Научные исследования должны быть направлены на решение актуальных задач, которые ставит государство и высокий технологический сектор. Генерируемые знания должны быть интегрированы в учебный процесс, что позволяет поддерживать актуальность образования и быть на шаг впереди.

Важным элементом этого процесса является проект нового кампуса «Высшей школы нефти». Несмотря на то что он еще находится на стадии строительства, создаваемые лаборатории и общежития уже стали объектом обсуждения и интереса.

Проект кампуса предусматривает не только архитектурные аспекты, но и тщательную проработку всех компонентов науки и образования, что подчеркивает его значимость как для учеников, так и для научного сообщества.

Кампус должен стать центром интеллектуальной и культурной активности, attracting студентов, преподавателей, ученых и местных жителей.

В нем создаются комфортные условия для образования, научных исследований и досуга, обеспечивая разнообразие занятий для людей всех возрастов.

Мы планируем, что такие объекты, как спортивные и культурные, будут доступны не только студентам, но и жителям города, что увеличит их вовлеченность.

В процессе проектирования особое внимание уделяется вопросам безопасности и комфорта.

На данный момент завершено строительство двух общежитий и лабораторного корпуса. Ведется работа над жилым комплексом для профессорско-преподавательского состава, детским садом и спортивным центром.

В следующем году будет сдан учебно-лабораторный корпус, а в ближайшие два-три года планируется строительство новых жилых кварталов с необходимой инфраструктурой.

Кампус станет не только уютным местом для проживания, но и площадкой для развития, где будут проводиться фундаментальные научные исследования в сотрудничестве с Российской академией наук и отраслевыми учреждениями, такими как «ТатНИПИнефть». Это обеспечит получение конкурентоспособного образования через научную деятельность.

На территории кампуса планируется создание взаимосвязанной экосистемы, включающей образовательные и научные учреждения, современные предприятия, стартапы и инвесторов. Уже сейчас студенты института активно участвуют в лабораторных работах под руководством ученых, что способствует взаимодействию между научными и образовательными учреждениями. Эти контакты помогают исследователям находить кандидатов для научных проектов и трудоустройства.

Вопрос о реформировании образовательных программ и подходов к обучению становится все более актуальным. В Высшей школе иностранных языков (ВШН) образовательная траектория строится на индивидуальном подходе и модульной системе. Первые два года бакалавриата сосредоточены на изучении базовых гуманитарных и общеинженерных дисциплин, в то время как последние два года — на специализации.

Содержание образовательных программ существенно обновляется. Студенты уделяют внимание изучению иностранных языков, таких как английский и китайский, а также цифровым технологиям и основам энергоэффективности. Они также участвуют в проектной деятельности, что развивает командные навыки. С третьего курса студенты имеют возможность выбрать дополнительную специализацию и, получив диплом о профессиональной переподготовке, осваивать направления, не связанные с их основной программой.

Данный подход способствует формированию междисциплинарных знаний и уникальных компетенций, которые пользуются повышенным спросом на рынке труда. Мы предлагаем возможность освоения рабочей профессии через сотрудничество со специализированными центрами подготовки кадров и средними профессиональными образовательными учреждениями.

Студенты на старших курсах смогут глубже изучать теорию и проходить практику на производстве, что особенно важно для нефтегазового направления, где доступ к практическим занятиям напрямую зависит от наличия рабочей профессии.

С 2022 года реализуется проект «Передовой инженерной школы» в партнерстве с Университетом ИТМО. Школа нацелена на подготовку инженеров, способных возглавлять группы и осуществлять цифровую трансформацию экономики на разных уровнях. Также предусмотрено создание и запуск собственных стартапов с интеграцией инновационных технологий.

Приоритетной отраслью является биотехнология, а в рамках магистратуры предлагается программа «Искусственный интеллект в биотехнологических системах». Выбор этого направления вызван необходимостью обеспечения устойчивости и развития научной среды в условиях глобальных климатических изменений и перехода на новые источники энергии.

Ожидаемым результатом работы ПИШ станет система подготовки высококвалифицированных инженеров, ставящих новые стандарты и готовых к изменениям в условиях динамичного рынка.

Направление на повышение самостоятельности студентов начинается с первого курса, где они работают в командах над проектами, становящимися сложнее с каждым годом, ориентируясь на будущую специализацию.

На этапе выпускной квалификационной работы студенты предлагают решения для реальных производственных проблем. Магистры также работают совместно с научными сотрудниками научных институтов или институтов Российской академии наук.

Для упорядоченной организации таких проектов реализуются два ключевых начинания.

Первый проект, известный как «Впроекте», сотрудничает с предприятиями различных отраслей (нефтедобывающая, машиностроительная и др.), предлагая задачи, требующие решения. Студенты, находясь под руководством практиков, вовлекаются в работу и имеют возможность подключиться на любом этапе обучения — от бакалавриата до магистратуры. Выполняя задачи, они получают практические навыки, а результаты могут быть использованы в курсовых и дипломных работах. Кроме того, студенты имеют шанс получить финансовое вознаграждение за свою работу, что также способствует их трудоустройству на соответствующих предприятиях.

Второй проект — «Профессионализм от первого лица» — предусматривает участие специалистов и экспертов, которые делятся уникальным опытом и знаниями. Такие лекции предоставляют студентам ценную информацию, недоступную нигде более, что заметно увеличивает качество образовательного процесса.

ВШН — специализированный вуз с углубленной экспертизой в нефтяной отрасли, где значительная часть студентов проходит практику в компаниях с предоставлением рабочего места.

В условиях быстроменяющегося рынка труда необходимо развивать универсальные компетенции специалистов. В институте акцентируется внимание на междисциплинарности знаний, в частности, объединении традиционных нефтяных знаний с IT-компетенциями.

Это включает внедрение обучения информационным технологиям и анализу больших данных, что значительно улучшает результаты подготовки специалистов.

Недавно были открыты три новых направления бакалавриата: «программная инженерия», «бизнес-информатика» и «техносферная безопасность», а также две сетевые программы магистратуры.

В рамках сотрудничества с другими вузами, такими как Университет ИТМО, Новосибирский технический университет и Казанский федеральный университет, обеспечивается всесторонняя подготовка студентов.

Выпускники бакалавриата обладают основами инженерного и информационного образования, умеют работать в команде и стремятся к саморазвитию. Это позволяет им эффективно решать задачи и вести исследовательскую деятельность, что значительно увеличивает их конкурентоспособность на рынке труда.

Одним из ключевых направлений, над которым мы сейчас работаем, является подготовка магистров-предпринимателей. Эти специалисты будут способны превращать инженерные решения в коммерчески успешные продукты, а научные исследования — в узкоспециализированные решения для рынка.

В данном контексте АГНИ успешно выполняет свою роль, обеспечивая более 70% потребностей нефтегазовой отрасли региона в высококвалифицированных кадрах. Наши выпускники трудоустраиваются не только в различных уголках России, но и за ее пределами, а уровень их трудоустройства составляет 85%. Студенты уже с первого курса могут принимать участие в реальных проектах и зарабатывать, что также способствует их погружению в профессию.

Кроме того, в АГНИ функционирует карьерный центр, который помогает студентам формировать профессиональное портфолио и правильно ориентироваться на рынке труда.

Важно отметить, что сейчас активно обсуждается укрепление сотрудничества с Китаем. В 2021 году мы заключили соглашение с Профессиональным институтом города Дунъин, что позволило нам начать международный обмен. Мы имеем много общего, благодаря чему успешно развиваем направления подготовки.

Первый шаг нашего сотрудничества — открытие центра изучения китайского языка в АГНИ и центра русского языка в Дунъине, что значительно укрепляет наши образовательные связи.

С гордостью отмечаем первый выпуск студентов, изучавших китайский язык. Это направление стало очень популярным, и в этом году мы даже объявили конкурс на свободные места.

В нефтяной отрасли, обладающей своими особенностями, возникают новые возможности, включая инженерные достижения и IT-интеграции. Специалисты начинают изучать востребованные профессии, которые будут актуальны в будущем.

Я вижу огромный потенциал в биотехнологиях для получения энергетических ресурсов. Это связано с инженерами и IT-технологиями, поэтому мы сотрудничаем с Университетом ИТМО в рамках магистерской программы «Искусственный интеллект в биотехнологических системах» и планируем развивать это направление.

К сожалению, сегодня в отрасли не хватает лидеров, способных инициировать идеи и эффективно их реализовывать, что является главной задачей нашего развития. В трансформации образовательного процесса мы планируем укрепить профессорско-преподавательский состав в ключевых научных областях и активизировать межвузовское сотрудничество.

Для этого в ноябре мы организуем «Школу научных лидеров», на которую пригласим талантливых молодых исследователей из всей страны.

Сотрудничество с российскими и зарубежными университетами играет важную роль в формировании новых квалифицированных кадров. Необходимо поддерживать студентов в их научной и образовательной активности, а также увеличить количество абитуриентов, особенно иностранных.

Академия горючих и нефтяных инновационных технологий (АГНИ) является единственным техническим вузом юго-востока Татарстана, который подготавливает специалистов для нефтедобывающей отрасли и смежных направлений. В АГНИ реализуются 10 программ бакалавриата, 5 магистратуры и 5 аспирантуры, а в профессорско-преподавательском составе работают более 100 специалистов, включая 16 докторов наук и 65 кандидатов наук.

Институт активно участвует в федеральных грантовых программах и занимает высокие позиции в рейтинге «Три миссии университета». Студенческое научно-техническое общество АГНИ дважды признано лучшим среди вузов Республики Татарстан, а секция общества инженеров-нефтяников SPE награждена Международной премией «Outstanding Student Chapter».

По материалам: www.forbes.ru