В «сером» прокате появился зомби-хоррор «28 лет спустя», продолжение культового «28 дней спустя». За создание сиквела снова отвечают режиссер Дэнни Бойл и сценарист Алекс Гарленд, а главные роли исполнили Алфи Уильямс, Джоди Комер, Аарон Тейлор-Джонсон и Рэйф Файнс.
Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков делится впечатлениями о том, что привлекает и пугает в новой части, выделяя, что ностальгия является центральной темой сиквела. Режиссер Бойл, занявшийся проектом спустя долгое время после своего последнего проекта, снова погружается в мир, в котором его персонажи сталкиваются с последствиями выбора и времени.

Оригинальный фильм «28 дней спустя», вышедший в начале 2000-х, стал знаковым примером зомби-хоррора, вдохнув жизнь в жанр, и Бойл с Гарлендом шутят, что им причитаются роялти за «Ходячих мертвецов». Новая картина не только продолжает традиции, заложенные в первом фильме, но и добавляет новые элементы, создавая напряжение и атмосферу страха.
Кроме того, в этой части присутствует тема человеческой уязвимости, когда герои вынуждены прятаться от опасности на изолированном острове. «28 лет спустя» — это не просто продолжение, это глубокое исследование человеческой природы в условиях постапокалипсиса.
В фильме «28 лет спустя» представлено два острова. Первый — Линдисфарн, небольшой участок земли в пять квадратных километров, где проживают охотник Джейми (Аарон Тейлор-Джонсон), его тяжело больная жена Айла (Джоди Комер) и их сын Спайк (дебютант Алфи Уильямс). Достичь этого острова можно только во время отлива. Второй остров — вся Великобритания, покинутая и находящаяся в изоляции. Оставшиеся в живых англичане наблюдают за патрульными кораблями НАТО, после того как остальной мир справился с вирусом ярости и закрыл страну на карантин. Пустынные улицы Лондона во время локдауна стали одним из источников вдохновения для новой картины.
Тематика ностальгии в «28 лет спустя» переходит из личного измерения, как в «Т2», в более общественно-политическое, приобретая пугающие черты. Режиссеры Гарленд и Бойл комментируют современную реальность в контексте таких явлений, как брексит и трампизм, осмысливая возвращение к "былому величию". Стиль и тон фильма выражают критику, сочетая наивный взгляд на действительность, что отражается в контрастах между фрагментами «Телепузиков» и цитатами из «Могучих рейнджеров».
Фильм стоит на основе ностальгии по миру, которого не существовало, демонстрируя, как это восприятие проникает в общество, подобно раковым метастазам. Темы фашизма и милитаризма прослеживаются на протяжении всей ленты, culminating в декламации зловещего стихотворения Редьярда Киплинга «Пехота в Африке», которое поддерживает Вторую англо-бурскую войну, с его восклицанием: «От войны никуда не уйдешь». Так, фильм «28 лет спустя» выступает не только как продолжение, но и как тревожный комментарий к современности.
Фильм «28 лет спустя» занимает антиностальгическую позицию, что интересно сочетается с традициями легасиквелов. Более 20 лет назад режиссер Дэнни Бойл отказался создавать традиционный зомби-ужастик. В его интерпретации кровожадные существа — не мертвецы, а люди, зараженные вирусом ярости, что позволило ему исследовать темы нетерпимости в обществе.
Вместо простого продолжения, Бойл создает ленту, способную удивить поклонников оригинала. Известные персонажи больше не появляются, за исключением ожидаемого возвращения Киллиана Мерфи в будущем фильме «Костяной храм». Музыку для новой части написала хип-хоп-группа Young Fathers, что разнообразило звуковой ряд, но также слышны и ранние мелодии, включая знаковую тему «In the House— In aheartbeat».
Оператор Энтони Дод Мэнтл вернулся к своей работе, но с новым оборудованием. В оригинальной картине он использовал бюджетную камеру Canon XL1, которая создавала зловещую атмосферу и позволяла снимать в условиях ограниченного времени на опустевших улицах. Это подчеркивает творческий подход Бойла к созданию кинематографа, который вырывается за рамки стандартного.
Фильм «28 лет спустя» стремится продолжить традиции своего предшественника и использует технологические новшества для создания уникальной атмосферы. Съемки на iPhone, порой одновременно с двадцати камер, придают экшн-сценам новый визуальный эффект, который можно охарактеризовать как «буллет-тайм для бедных». Это позволяет создателям не только опираться на собственное наследие, но и бросать вызов установленным жанровым канонам.
На протяжении первой половины фильма мы видим классические элементы постапокалиптического жанра, такие как гипермаскулинный отец и подросток, готовящийся к взрослению. Однако к середине события принимают неожиданный поворот — внимание смещается к персонажам, которые выглядят далеко не стандартно. Особенно выделяется игра Рэйфа Файнса, который, появляясь ближе к финалу, заметно крадет внимание.
«28 лет спустя» нельзя назвать слезливой драмой, хотя такие моменты все же присутствуют. Режиссеры Дэнни Бойл и Алекс Гарленд вложили в сурвайвал-хоррор элементы глубокого романа о воспитании, наполненного поразительными эмоциональными моментами. Фильм продолжает удивлять до самого конца, показывая внутрений конфликт и изменчивость персонажей, несмотря на его борьбу за выживание в тяжелых условиях. В результате даже резкий клиффхэнгер кажется оправданным — история оставляет зрителя с вопросами и переживаниями, заставляя задуматься о дальнейшей судьбе героев.