Киновед Вячеслав Шмыров, изучив обширную коллекцию фильмов о Великой Отечественной войне, отобрал картины, которые стали значительными событиями, среди которых есть и те, что получили мировую известность. Некоторые из них были показаны в Ельцин Центре в День Победы, а другие планируется демонстрировать после майских праздников.
Шмыров обратил внимание на менее известные, но важные работы, созданные режиссерами-фронтовиками, которые смогли показать на экране важные события той эпохи.

Одним из ярких примеров является фильм Алексея Столпера, который, хотя и не был фронтовиком, создал правдивую картину о начале войны, основанную на романе Константина Симонова. В нем играют актеры, такие как Анатолий Папанов, который воплотил образ генерала Серпилина. Фильм затрагивает тему неожиданной войны для СССР и проблемы нехватки подготовки к фашистскому вторжению. Слова из песни Лебедева-Кумача «Если завтра война...» создавали чувство уверенности, однако вскоре выяснилось, что страна была к этому не готова.
Алексей Герман, известный своей критичностью по отношению к кино, отметил фильм «Живые и мертвые» как один из лучших о войне. Его продолжение, «Возмездие», пострадало от вмешательства цензуры, что отразило жесткие условия, в которых работали кинематографисты того времени.
Конец оттепели в Советском Союзе ознаменовался замалчиванием правды о войне и возвышением статуса Сталина. В такие времена Алексею Герману удалось запустить свой фильм «Двадцать дней без войны», при поддержке Константина Симонова, который дружил с его отцом.
Ранее работа Германа «Проверка на дорогах» была отложена на 15 лет из-за нежелания власти выпускать её в прокат. Начало новой картины под вопросом — без протекции её бы не сняли. Герман адаптировал одноимённую повесть Симонова, прося его сосредоточиться на атмосферных деталях, таких как звуки и запахи, что позволяло лучше передать обстановку военного времени, в частности Ташкента, переполненного эвакуированными.
Выбор Юрия Никулина на главную роль фронтового корреспондента Лопатина стал непростой задачей, так как худсовет считал его комедийным актером. Герман вместе с Никулиным даже обращались к Рашидову, первому секретарю ЦК Компартии Узбекистана, чтобы получить паровоз и вагоны 40-х для съемок.
Фильм максимально приближен к реальности: использовались настоящие немецкие самолеты для сцен бомбежки позиций красноармейцев. Лопатин, возвращаясь в Ташкент в отпуск, находит себя в ряде событий, пытаясь передать вещи убитого товарища его жене и консультируя съемочную группу, работающую над военным кино.
В Ташкенте главный герой встречает свою судьбу в лице персонажа, сыгранного Людмилой Гурченко. Эта роль оказалась для актрисы непростой, в процессе съемок она и режиссер Алексей Герман столкнулись с конфликтом, который привел к долгому молчанию между ними.
Однако фильм стал знаковым и заметно выделяется в наследии кинематографа. Виктор Аристов, второй режиссер Германа на «20 дней без войны», позже сам занялся режиссурой. Известность ему принесла лента «Порох», основанная на событиях осени 1941 года, когда группа специалистов отправляется за порохом в Кронштадт для обороны Ленинграда.
Главную роль исполнил Юрий Беляев, который создал выразительный образ начальника экспедиции. Аристов, вдохновляясь эстетикой Германа, искал и открывал новых артистов из провинциальных театров, привнося свежую фактуру в кино. Среди них оказались такие актеры, как Юрий Кузнецов и Андрей Болтнев.
К сожалению, Аристов ушел из жизни рано — его последний фильм «Дожди в океане» был завершен Юрием Маминым и стал единственным российским фильмом, который получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале еще в советское время.
Этот фильм был снят Михаилом Калатозовым, известным режиссером, который ранее получил Сталинскую премию за работу над «Заговором обреченных».
Калатозов вернулся к авангардным подходам в кино с фильмом «Летят журавли», который стал значимым благодаря выдающейся операторской работе Сергея Урусевского и невероятной игре Татьяны Самойловой, для которой эта роль стала по сути дебютом.
Несмотря на международное признание картины, в Советском Союзе восприятие было сдержанным, особенно из-за негативной реакции Никиты Хрущева, который резко оценил образ Самойловой, назвав его неприемлемым. Тем не менее, актриса признана звездой мирового масштаба, хотя в СССР у нее было ограниченное количество ролей, включая Анну Каренину, которую она сыграла лишь через десять лет.
В то же время режиссер Станислав Ростоцкий, потерявший ногу на войне, также стремился отразить жизнь и судьбы людей в своих работах. В фильме «На семи ветрах» с Ларисой Лужиной в главной роли рассматриваются темы любви и войны, когда героиня ждет своего возлюбленного, который уходит на фронт.
Ростоцкий, который был спасен медсестрой с поля боя, закладывает в свои работы важные женские образы, демонстрируя силу и уязвимость персонажей в условиях войны.
В центре сюжета описания оказывается редакция газеты, которая впоследствии превращается в госпиталь на фоне наступления немецких войск. Хотя боевые действия не изображены, фильм представляет собой настоящую военную драму.
Сценарий к фильму написал Александр Галич, который позже эмигрировал и был фактически изгнан из страны, лишившись также упоминания в титрах. Когда лента вышла в прокат, она имела огромный успех и заполнила кинозалы.
В 1962 году актриса Лужина представила фильм «На семи ветрах» на Каннском фестивале. В то же время в журнале Paris Match появилось её фото, на котором она танцевала запрещенный твист — это вызвало общественный резонанс и могло поставить её карьеру под угрозу, так как снимок попал в руки министра культуры Екатерины Фурцевой.
Вероятно, без успеха «Семи ветров» режиссёр Ростоцкий не решился бы снять свой знаковый фильм «А зори здесь тихие», который многие рассматривают как жанровый триллер и «женский» ответ на классическую работу Акиры Куросавы «Семь самураев». Это произведение вызвало недовольство автора повести Бориса Васильева.
В последнее время один иностранный киноиздание включило российский фильм «Иди и смотри» в список лучших военных фильмов, что стало неожиданным, так как международная аудитория чаще интересуется творчеством Тарковского.
Однако данная кинокартина затрагивает глубокую и сложную военную тематику. Фильм основан на повести Алеся Адамовича, который являлся частью литературного окружения Бориса Васильева, значимой фигуры белорусской литературы.
Лариса Шепитько, её муж Элем Климов, снял один из своих самых известных фильмов «Восхождение», который также был основан на произведении Быкова, таким образом, создавая обширный контекст белорусского материала в кино.
Фильм «Иди и смотри» осуществлял глубинное исследование трагического аспекта человеческого существования, что стало возможным благодаря поддержке Ларисы Шепитько,tragически погибшей в 1979 году. Режиссер Elem Klimov, работая над фильмом, чувствовал эту поддержку, что придавало проекту особую эмоциональную глубину.
Его картина произвела мощное впечатление на зрителей, за пределами СССР, в том числе и в Америке, где Климова приглашали заняться экранизацией «Мастера и Маргариты», но он отказался, чувствуя недостаток вдохновения после ухода Шепитько.
Интересное развитие в индустрии кино произошло и с дебютом Сергея Бондарчука. Его фильм, основанный на рассказе Михаила Шолохова, был опубликован в газете «Правда» в 1956 году и стал представлением перемен, которые насаждались в обществе после сталинской эпохи.
Бондарчук поднял болезненную тему судьбы военнопленных. Он показал, как в условиях военной разрухи людям приходилось оправдываться за свое выживание, что приравнивало сдавшихся в плен людей к предателям.
Стремление Бондарчука прикоснуться к такой сложной теме и его обаятельная игра на экране не остались незамеченными — фильм был высоко оценен как зрителями, так и властью, получив вслед за этим Ленинскую премию.
Особенно запоминающейся оказалась сцена, в которой главный герой, Андрей Соколов, решает усыновить беспризорника, отражая общественные реалии и человеческие драмы того времени. Это движение к более гуманному обществу и осмысление страданий людей во время войны добавляют фильму весомой значимости и актуальности.
В процессе съемок фильма «Одна война» режиссер Вера Глаголева сталкивалась с множеством трудностей, особенно при работе с детьми. Один из ключевых моментов был связан с фразой, которую должен был произнести мальчик: «Папка, родной, я знал, что ты меня найдешь!» Глаголева понимала, что запечатлеть эту эмоцию нужно с первого дубля, чтобы не травмировать ребенка повторными попытками. Из-за технических сложностей записи звука во время съемок в движущейся машине ещё больше усложняли процесс.
Действие фильма разворачивается в мае 1945 года на одном из северных островов, где живут пять женщин с детьми, находящимися под надзором офицера НКВД. Власти считают, что отцами этих детей были немецкие солдаты. Каждая женщина имеет свою трагическую историю: от изнасилования до любви с немецким офицером или партизаном, что затрудняет им доказательство истинности своих чувств. Не зная своей судьбы, они опасаются, что будут разлучены с детьми и отправлены в лагеря.
«Одна война» представляет собой эмоциональный реквием, отражая горечь и утраты, которые испытывают эти женщины. Глаголева, как киноактриса и режиссер, создала яркий и трогательный фильм, который действительно соответствует духу нашего времени, расширяя восприятие войны за пределами традиционных подходов.
Женщина на войне является более уязвимой фигурой, чем мужчина, и эта идея пронизывает кинематографические произведения, посвященные теме войны и её последствиям. Один из таких примеров — фильм, которому предшествовал долгий путь сценария Вадима Трунина, блуждавшего по рукам различных режиссёров. Сначала эту историю пыталась экранизировать Лариса Шепитько, ставшая известной благодаря своему фильму «Крылья», который рассказывает о послевоенной жизни летчицы. Однако «Крылья» не достигли статуса культового фильма. В конечном итоге, проект перешёл к Андрею Смирнову.
Работа над фильмом была не из лёгких. Сценарий описывал встречу четырёх однополчан через 25 лет после войны на похоронах их бывшего командира, где они сталкиваются с молодыми музыкантами, что приводило к конфликту и драке, а в конце — в милицию. Однако этот эпизод не прошёл цензуру, и Смирнову пришлось изменить сюжет, что, впрочем, придаёт фильму поэтичный и балладный характер, даже если сам режиссёр остался недоволен конечным результатом.
Выбор актрисы на роль санитарки также вызывал споры. Смирнов предпочитал менее известную Нину Ургант, в то время как начальство настаивало на более популярной Инне Макаровой. Этот конфликт даже привел к тому, что режиссёр пригрозил покинуть проект. В конечном итоге, выбор пал на Ургант, и её попытка донести образ женского характера на войне добавила еле уловимые нюансы в передачу эмоций.
В День Победы стоит вспомнить и другой фильм «Солдаты», созданный по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Некрасов, пробивавшийся сквозь цензуру своего времени, смог представить войну с необычной, откровенной стороны. Фильм ценен тем, что в нём впервые сыграл свою роль Иннокентий Смоктуновский — актёр, который ранее познал тяготы войны, пройдя через плен и трудности на Севере.
Смоктуновский и другие фронтовики, такие как Папанов и Никулин, привнесли в искусство новое эмоциональное наполнение. Их опыт войны стал частью их актерского мастерства и обогатил прозу и кинематограф того времени. Благодаря их исполнениям и непередаваемым интонациям зрители могли представить нечто большее, чем просто сюжет фильма, ведь в их игре была видна настоящая жизнь, их переживания и чувства. Так рождается органика, которая делает каждого актёра уникальным и способным передать атмосферу той непростой эпохи.