Выставка Русское невероятное в культурном центре Зотов

Фев 5, 2025 / 06:58

В ноябре прошлого года в культурном центре «Зотов» была открыта выставка «Русское невероятное», отмечающая вторую годовщину учреждения.

Каждый год в Москве происходит снос уникальных памятников архитектуры конструктивизма, что напомнило о недавнем уничтожении здания дирекции Парка Горького, построенного в конце XIX века и перепроектированного Эль Лисицким и Любовью Залесской.

Выставка Русское невероятное в культурном центре Зотов

Однако культурный центр «Зотов» выделяется как место, которое сохраняет и исследует это архитектурное наследие.

Открытый в 2022 году, «Зотов» быстро завоевал репутацию одной из самых уникальных культурных площадок столицы.

Центр расположен в бывшем хлебозаводе имени Зотова и стал примером редевелопмента, сочетая историческую конструктивистскую архитектуру с современными функциями.

В отличие от многих других преобразованных промзон, которые превратились в бизнес или развлекательные пространства, здесь старые формы органично интегрированы с новыми идеями, создавая гармоничное культурное пространство.

Реконструкция хлебозавода имени Зотова в Москве представляет собой не только обновление пространства, но и сохранение культурной памяти.

В отличие от других площадок, таких как Центр дизайна Artplay или «Флакон», здесь сохранился только основной производственный корпус, поскольку остальные здания были снесены в начале 2000-х.

На их месте вырос жилой квартал «Пресня-сити», что делает реконструированное здание хлебозавода 1931 года выглядеть как миниатюра.

Однако, к концу 2010-х годов было найдено удачное решение для дальнейшего использования этого места.

Центр «Зотов», сосредоточенный на изучении наследия конструктивизма, стал успешным культурным проектом, который привлекает широкую аудиторию.

За два года своего существования центр уже провел несколько заметных выставок, таких как «1922. Конструктивизм. Начало», «Логос: голос конструктивизма» и «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937».

В честь двухлетия «Зотова» кураторы подготовили свой самый амбициозный проект — выставку, которая исследует культурные феномены, повлиявшие на формирование конструктивизма в русской искусстве 20–30-х годов ХХ века.

Эта выставка обещает стать значимым вкладом в понимание не только самого стиля, но и его окружающей культурной среды.

Выставка ставит перед собой важный вопрос: почему конструктивизм возник именно в России?

Экспозиция стремится ответить на это, отходя от восприятия конструктивизма как простого направления в русской художественной истории.

Название «Русское невероятное» является обобщением и провокацией, ставя под сомнение связь конструктивизма с темой выставки.

Посетителям могут возникнуть вопросы о том, как связаны эти темы и что в них невероятного.

Для разъяснения концепции кураторы подготовили экспликации к каждому разделу и бесплатный аудиогид, а также организовывают 80-минутные экскурсии несколько раз в день.

Эти усилия коллектива центра «Зотов» направлены на то, чтобы сделать выставку более понятной и доступной.

Тем не менее, во время осмотра у меня возникали сомнения, не слишком ли широка центральная идея и не затеняет ли она сам материал выставки.

В случае, когда главная задача — просветительская, излишний акцент на концептуальном обрамлении может вызывать вопросы.

Однако, учитывая, что идеальное доминирование было характерным для конструктивизма, можно заметить, что кураторы попытались интегрировать концепцию своего проекта с явлениями конструктивизма, используя подходы, присущие этому течению.

Экспозиция включает девять разделов, каждый из которых назван наречием, отражающим особенности русского самосознания и принципы конструктивизма.

Названия такие, как «Безмерно», «Вот-вот», «Посреди» и другие, призваны подчеркивать уникальные черты русской ментальности.

Главная концепция выставки в центре «Зотов» утверждает, что «Конструктивизм — естественное продолжение русского сознания».

Однако даже если принять эту идею, содержание экспозиции выходит за рамки установленных концепций.

Удивительно, но самих конструктивистских работ на выставке немного.

Значительное, но не доминирующее место занимают произведения таких фигурантов, как Иван Леонидов, Яков Чернихов и Владимир Татлин.

Более известные художники, такие как Петров-Водкин, Филонов, Гончарова и Лабас, связаны с конструктивизмом лишь косвенно.

Это объясняется тем, что кураторы стремились переосмыслить конструктивизм, расширив его восприятие, сопоставив с разнообразными явлениями в истории русского искусства.

Таким образом, выставка представляет собой попытку создать более комплексное понимание конструктивизма, вписывая его в широкий контекст русской художественной традиции.

Выставка «Русское невероятное» представляет собой уникальное сочетание произведений древнерусской живописи, современного искусства, русского авангарда, московского концептуализма и различных направлений советского искусства.

Экспозиция построена на ассоциативном и даже поэтическом принципе. В первом зале, перед основной частью, соседствуют работы конструктивиста Алексея Гана и современной художницы Александры Митлянской.

Этот диалог между различными художественными эпохами дополнен кадрами из фильма Андрея Тарковского «Зеркало», что создает особую рифму между прошлым и настоящим.

Принцип соединения различных форм искусства прослеживается через всю выставку: работа пейзажиста Георгия Нисского пересекается с инсталляцией современного скульптора Романа Сакина и документами акции группы «Коллективные действия» под названием «Лозунг-1977».

Лозунг работы, выражающий внутреннее состояние неопределенности, мог бы стать отражением впечатлений зрителей.

Несмотря на некоторые сложности с пониманием организации пространства и принципами выставки, она привлекает внимание, увлекая зрителей, подобно сложным модернистским романам, заставляя их принять непростые правила взаимодействия с искусством.

Сравнение осмотра экспозиции с чтением сложного романа подкрепляется множеством сопроводительных текстов, которые на выставке воспринимаются как неотъемлемая часть, а не второстепенная информация.

Это может рассматриваться как преимущество или недостаток в зависимости от точки зрения.

В экспозиции присутствуют короткие, но выразительные цитаты, которые по-своему комментируют каждый раздел. Некоторые из них принадлежат выдающимся представителям конструктивизма и авангарда, таким как Ольга Розанова и Варвара Степанова. Другие же цитаты подбираются из русской классики, придавая дополнительный контекст выставочным работам.

К примеру, монолог Катерины из «Грозы» Островского сопровождал раздел, посвященный темам полета и амбициозным проектам летательных аппаратов 1920-х годов, таким как «Летатлин» Владимира Татлина и «Летун» Петра Митурича. Цитаты, соединяющие разные эпохи и формы русского искусства, становятся ключевыми элементами структуры выставки.

Особое внимание привлекает раздел под названием «Лихо», которое можно интерпретировать как наречие или существительное. Это название отражает одну из обсуждаемых сегодня характеристик «русского невероятного» — русский абсурд.

В экспозиции представлены необычные работы, такие как богатырь, борющийся с черной супрематической фигурой из серии «Русские чудовища» арт-группы «Синие носы», и башня Татлина, растущая из мухомора в серии «Грибы русского авангарда» от Елены Елагиной и Игоря Макаревича.

Также стоит отметить черный костяной мавзолей Юрия Аввакумова, выполненный из костей домино и украшенный стразами «Сваровски», а также один из самых известных российских мифов — телесюжет Сергея Курехина и Сергея Шолохова, известный под названием «Ленин — гриб».

Уникальное сочетание всех этих элементов создает современное понимание сложности и многогранности русского искусства.

Выставка в центре «Зотов» под названием «Лихо» погружает зрителей в сложные и многослойные аспекты русской культуры и истории.

Она проиллюстрирована через образы Ленина, грибов и бесконечные противостояния различных интерпретаций прошлого, что указывает на темную сторону «русского невероятного». Эта тесная связь между историей и современностью подчеркивает противоречивость стремлений русского человека к новым идеалам и обреченности на повторение прежних ошибок.

Кульминацией выставки стал раздел «Вопреки», где представлена работа Эрика Булатова «Свобода есть свобода». Вдохновленная знаменитым стихотворением Всеволода Некрасова, картина повторяет важные слова, которые, несмотря на кажущуюся простоту, сохраняют свою силу и значимость в нынешних реалиях.

Это повторение подчеркивает надежду на возможные изменения и вдохновение, которое может исходить от творчества. Ясное небо на картине Булатова символизирует светлые мечты и стремления, которые могут возникнуть даже в сложных условиях.

Выставка, открытая до 23 марта, уже провоцирует обсуждения о состоянии русской культуры и искусства на международной арене, и это только начало более глубоких размышлений, которые могут возникнуть на фоне последних событий.

Выставка «Русское невероятное» центра «Зотов» акцентирует внимание на переосмыслении конструктивизма — уникального явления российской культуры.

Кураторы проекта стремятся не только выявить истоки этого направления и проследить его эволюцию, но и сформулировать законы, выражающие русскую ментальность в разных искусствоведческих формах на протяжении многих веков.

Хоть концепция может показаться спорной, а экспозиция сложной для восприятия, она захватывает внимание и побуждает размышлять о связи русского искусства с самосознанием.

Особое внимание стоит уделить тем словоформам, как «лихо», «безмерно», «ввысь» и «вот-вот», которые раскрывают актуальные аспекты русской идентичности и культуры.

Эти термины открывают пространство для глубоких обсуждений, выходящих за рамки традиционного искусствознания.

По материалам: novayagazeta.ru