В последние годы власти явно перестали заботиться о сохранении культурного наследия, памятников и творцов искусства. Это, безусловно, ведет к негативным последствиям. Слово «культура» вызывает у многих лишь отторжение.
Я сам не так давно был далек от театра, пока не услышал от знакомой о ее друге, главном режиссере небольшого камерного театра в Москве. Тогда я впервые ощутил ту уникальную атмосферу, в которой существуют театральные деятели. Их отношения, преданность профессии и особый образ жизни, встроенный в их быт, создали в моем сознании картину мироощущения театра, где люди не просто работают, а живут искусством.

Недавно этот театр, о котором мне так часто рассказывали, был закрыт в результате политики «слияния». Ужасно осознавать, что места, которые казались вечными, уходят в небытие. Театр на Таганке, театр Фоменко и многие другие были для меня символом стабильности и долговечности. Однако, как оказалось, наше восприятие могло обмануть.
Слияние театров стало для меня неожиданным и шокирующим событием, как будто в наш мир вторглись инопланетяне.
Когда я был подростком, в нашем окружении часто говорили: «по ногам, как по бульвару» — это о тех, кто бежит и не замечает, как наступает на ноги другим. Теперь чиновники действуют аналогичным образом не только с театрами, но и с культурой в целом, унося с собой то, что было уважаемым и ценным для многих.
Когда речь заходит о деградации культуры в России, нередко упоминается доминирование массовой культуры над высоким искусством. Это действительно так, но важно понимать, что доминирование не означает полного уничтожения.
Массовая культура имеет влияние повсюду, однако в России наблюдается особая интенсивность деградации культурных институтов, способных производить высокое искусство. В этом контексте наш ресурс многократно освещал данную проблему, приводя в пример высказывания руководства ВГИКа о том, что одним из достижений стало обучение студентов до уровня гуманитарных знаний девятого класса только к третьему курсу.
Постсоветская Россия, по причинам, до сих пор вызывающим вопросы, по сути отвергла культуру. Как следствие, культурные учреждения и их представители не смогли выстоять.
Мы наблюдаем сокращение учебных часов и объединение различных учебных заведений, как обычных школ, так и музыкальных или художественных. Известно, что в декабре 2024 года в департаменте культуры Москвы прошла встреча с директорами детских музыкальных школ, где обсуждали реорганизацию образовательных учреждений.
План состоит в том, чтобы объединить школы по территориальному принципу, а также убрать обучение по предпрофессиональным программам, оставив на всю Москву всего 27 школ, занимающихся предпрофессиональным обучением. Еще 13 школ предполагается присоединить к музыкальным колледжам, а остальных 113 перевести на «Творческие образовательные программы».
В результате недавних слухов 113 учебных заведений могли бы потерять право на обучение детей по предпрофессиональным программам на бюджетной основе. Однако в середине декабря власти опровергли эту информацию, назвав её просто «интернет-шумихой», что вызвало сильное возмущение в обществе, особенно среди представителей культуры.
Сложно представить, что подобные сообщения могли бы возникнуть на пустом месте. В ответ на обеспокоенность родителей власти пообещали обсудить будущее детских школ искусств.
Согласно данным Министерства культуры РФ, в последние десятилетия количество библиотек, клубов и других культурных учреждений, особенно в сельской местности, значительно сократилось. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в 2020 году выражала недовольство, отметив, что за 25 лет число культурно-досуговых центров в России уменьшилось вдвое, а сельских клубов — почти на четверть.
Эти тенденции демонстрируют, что на протяжении всей своей истории, с момента образования в 1991 году, Россия сталкивается с постоянными проблемами в сфере культуры. Слияния библиотек являются одной из наиболее известных тем, с которой активно борются, но ситуация кажется безысходной.
Многие музеи и театры страдают от хронического недофинансирования, что приводит к их ухудшению. Об этом обсуждают не только СМИ, но и серьезные академические издания. Несмотря на то что в проекте федерального бюджета на 2025–2027 годы финансирование госпрограммы «Развитие культуры» было увеличено, реальное развитие культурной сферы остается под угрозой.
Состояние культуры и образования в России вызывает все большее беспокойство. Я, окончивший факультет журналистики МГУ, заметил резкое сокращение штата и преподавательских часов на кафедре зарубежной журналистики в середине 2010-х. Это связано с переходом на систему, схожую с западной, что вызывает недоумение.
Недавно Би-би-си напомнила о бывшем главе департамента культуры Москвы Александре Кибовском, который сейчас находится в СИЗО. Под его управлением был закрыт центр «Экзюпери», созданный в сотрудничестве с Францией. В ИА Красная Весна я публиковал интервью с создателем этого центра Мстиславом Листовым. Радует, что он в добром здравии и готов продолжать свои проекты, несмотря на тяжелые испытания.
Закрытие центра лишило тысячи людей возможности прикоснуться к наследию великого писателя. Экспонаты, собиравшиеся на протяжении 35 лет, сейчас находятся в не лучших условиях. Это подрывает репутацию России в глазах международного сообщества, особенно у французов.
Даже обращения к высшим чиновникам, таким как Ушаков и Путин, не принесли результата. Видимо, система управления культурой страдает от недостатка внимания и ресурсов, что может отрицательно сказаться на будущих поколениях.
В интервью нашей газете архитектор Надежда Матвеева раскрывает значимость ее профессии в сохранении культурного наследия города. Она подчеркивает, что архитекторы выступают хранителями культурного кода, который важно сохранять даже в тяжелые времена, когда страна сталкивается с угрозами выживания и преобразованиями.
Однако планы по сносу архитектурных памятников и возведению безвкусных новостроек противоречат идее сохранения исторического облика города. Важно понимать, что нельзя одновременно вести военные действия и отпустить на произвол свою культурную идентичность.
Отметим также, что культурное руководство не предлагает значимых инициатив, которые могли бы объединить общество вокруг патриотической идеи. Полгода назад заведующий кафедрой гуманитарных и общественных наук Аркадий Русаков отмечал недостаток военных фильмов в годы Великой Отечественной войны из-за нехватки средств, но сегодня, несмотря на наличие ресурсов, дух патриотизма в кинофильмах практически отсутствует.
Даже если события не должны ограничиваться исключительно отражением современного военного конфликта, ожидать шедевров от западных производителей культуры в столь сложной обстановке нецелесообразно.
В редакцию продолжают поступать сценарии и трейлеры патриотических фильмов, которые действительно могут привлечь внимание, однако существует ощущение, что власти создают искусственные рамки для культурного выражения. Это делает независимый кинематограф менее значимым и беспомощным, что в свою очередь сдерживает развитие идей, способных вдохновлять и объединять общество в нынешней непростой ситуации.
Современные условия, в которых мы живем, особенно в свете коронавируса, сильно повлияли на человеческие отношения и, в частности, на театральную жизнь, являющуюся их важной частью. По сути, меры, принятые в ответ на пандемию, разрушили общность интерпретации и совместного переживания, что в свою очередь негативно отразилось на театре.
Недавние постановления властей, обязывающие зрителей предъявлять удостоверения личности при посещении театров, ещё больше усугубляют ситуацию. На этот раз страх перед вирусом сменился на страх перед финансовыми потерями, связанный с перекупщиками билетами, что заставляет театры терять аудиторию, а, следовательно, и свою сущность. Такое административное давление приводит к снижению продаж и формирования убытков, что в конечном итоге наносит удар по всей культурной сфере.
Ситуация усугубляется также вопросами защиты персональных данных. Малый театр, который часто сталкивается с нехваткой ресурсов, не в состоянии справиться с вызовами, связанными с кибератаками и утечками информации. Государственные структуры сегодня все больше теряют связь с культурной сферой, не предоставляя необходимой защиты театрам и их аудитории.
Поэтому, несмотря на все установленные меры, благополучие театрального мира находится под большой угрозой, и, если ситуация не изменится, она может обернуться катастрофическими последствиями для искусства и общества в целом. А это, безусловно, вопросы, которые требуют внимания и обсуждения.