Журналист и обозреватель на радио «Ъ FM» Дмитрий Буткевич рассказал о киноминиатюрах художника и приемах, которые создают ощущение ирреальности в кино. Сейчас я продолжу повествование о серии сюрреалистических киноминиатюр Мана Рея.
Ман Рей, известный прошлый дадаист и сын еврейских эмигрантов из-под Ковно, создал второе кино под названием Emak-Bakia («Оставь меня в покое») в 1926 году. Фильм был полон экспериментов с профессиональным операторским оборудованием, проигрывателем, кристаллами, освещением и искажающими зеркалами.
По словам самого Мана Рея, этот фильм был создан «чисто оптическим», чтобы приятно было только глазам зрителя. За вибрирующим узором белого на черном фоне следует кадр ромашек, в котором реальность и абстракция переплетаются. Ноги модели и художницы Кики де Монпарнас, возлюбленной и музы Мана Рея, появляются в танце чарльстон в туфлях с Т-образным ремешком.
Рука чернокожего мужчины играет на банджо. Камера внезапно поворачивается, создавая необычный для Рея эффект перевернутого моря и неба. Рей обычно использовал статичную камеру для съемки движения, что делало его работы похожими на ожившие фотографии.
В финале фильма происходит небольшой трюк: просыпающаяся Кики обнаруживает, что ее закрытые веки разрисованы так, чтобы создать иллюзию открытых глаз, отражаясь в глазах самого Мана Рея, глядящего через объектив камеры.
Самый цельный из фильмов Рея — «Морская звезда» 1928 года, где морская звезда с волнами-придатками становится эротическим мотивом среди сновидческих эпизодов. В этом фильме Ман Рей переосмыслил сюрреалистические работы Робера Десноса, снова задействовав в съемках Кики. В начале фильма зритель видит через размазанное стекло, как мужчина и женщина поднимаются по лестнице в спальню. Женщина раздевается и ложится на кровать, после чего мужчина покидает комнату.
Рей в своей автобиографии описывал методы затемнения сцены для обхода цензуры, используя пропитанные желатином листы в качестве фильтров. Дальше на экране появляются типичные сюрреалистические элементы, такие как поезда и пароходы в движении, развивающиеся газеты, женщина с кинжалом, двойная экспозиция с морской звездой и другим мужчиной, уводящим женщину.